Парень, создавший моду

Для проекта Jeada не надо заказывать музыку и
покупать песни. Егор Васильев пишет стихи и музыку сам. Он самородок и создал себя сам.

24 сентября на стадионе "Центральный" состоится сольный концерт якутского рэпера Jeada

Имя Jeada (Джида) в Бурятии стало известно, когда начали появляться первые ростки бурятского рэпа. Ведь именно от этого якутского парня началась волна моды на национальный рэп по всей России.

Ставка на молодежь

Хотя и до Джиды (в миру Егор Васильев) кто-то где-то читал на родном языке, но харизма якута сделала национальный рэп популярным. Тогда Джиде было лет 16. Сейчас ему 23. Он очень популярен у себя в Якутии, известен в разных уголках России, выступает и за границей. Особенно его любят в Китае. И 24 сентября он планирует дать сольный концерт в нашей республике. Пока же в Бурятию приехал только его продюсер Виктор Улинов. С ним и встретился корреспондент "Номер один".

— В конце 90-х в Якутии эстрады как таковой не было, — говорит Виктор Улинов. — Были лишь коллективы, которые играли музыку для людей за 30. Молодежи слушать, в общем-то, было нечего. Тогда я решил заняться созданием и продюсированием молодежных групп, сделал, так сказать, ставку на молодежь. Джида — это не мой проект, скажу честно. Когда я познакомился с Егором, он уже был самостоятельным музыкантом со своей группой "Данкетс". Тогда — в 2005 году — на радио впервые появилась их песня "Мин Сахаабын" (в переводе с якутского "Я — якут"). Я заинтересовался и решил познакомиться с Егором.

Егор Васильев в то время учился в 10-м классе. И рос очень патриотичным подростком. Практически все его песни на якутском языке и посвящены в основном своей родине, культуре якутского народа, природе и т.д.

Здесь сказывается тот факт, что Егор родился в постперестроечное время — в 1988 году, когда Якутия из автономного округа превратилась в республику со своей конституцией, государственным языком, правами и обязанностями. И если раньше, в советское время, было неприличным говорить на родном языке, то после обретения суверенитета в Якутии началось возрождение национальной культуры. Поэтому творчество Джиды имеет такую актуальность для республики.

— Хотя тогда было много споров: многие, как якуты, так и не якуты, высказывали мнение, что "Мин Сахаабын" — слишком националистическая песня, особенно в устах несовершеннолетнего парня, который вышел и начал бить себя в грудь со словами "Я — якут", — говорит Виктор Улинов. — Но я считаю, что это хорошая в содержательном плане композиция. Это то, что сейчас нужно народам, которые проживают на территории России.

Бурятский псевдоним

Джиду связывает с Бурятией его псевдоним. Дело в том, что когда пришло время придумать псевдоним, участник группы, а также родственник Егора Васильева — Александр Васильев — случайно наткнулся в энциклопедии на слово Джида — река в Республике Бурятия, а также название района. И так как в якутском языке часто можно слышать звук "джи", Егор со своей командой и продюсером решили сделать это слово своим псевдонимом.

— Мне как продюсеру очень легко работать с Егором, — говорит Виктор Улинов. — Мне не надо заказывать музыку, покупать для него песни. Он пишет стихи и музыку сам. Мне не надо было лепить из него артиста. Он самородок. Создал себя сам.

За это время Джида выпустил несколько альбомов. Последний называется "Сас устаар", что в переводе с якутского значит "Время идет". Время, действительно, идет, и Егор Васильев уже не тот 16-летний подросток, который когда-то пел песни про свою первую любовь и т.д. Сейчас он женатый человек. Завершает обучение преподавателя русского языка и литературы. Учится на отлично, поэтому преподаватели разрешили ему свободный график учебы.

Популярность, с одной стороны, мешает спокойной работе. Поклонники узнают, например, где Джида обедает, и специально приезжают в это место. На одном из его концертов, который он проводил на площади, собралось 30 тыс. человек. И артист полтора часа не мог уехать с площади. "Я с ним боюсь ходить по городу", — смеется продюсер.

Джида планирует и в дальнейшем развиваться в музыкальном плане, в том числе выйти на зарубежный рынок. В этом направлении, кстати, у него есть определенные успехи. Он весьма популярен в Китае. Его приглашали выступить в Бельгии. В планах Франция.

С выходом на западный рынок якутам вообще проще, чем всем остальным регионам. Если посмотреть многочисленные зарубежные фестивали, то азиатский континент представлен преимущественно якутскими коллективами.

Дорога на Запад

 — Нам проложили дорогу на Запад наши выдающиеся артисты, которые представляют именно этномузыку, — говорит Виктор Улинов. — На Западе вообще любят и интересуются фольклором северных народов. Артисты из Якутии объездили всю Европу, и поэтому там про Якутию знают многие.

Джида интересен Западу как представитель этно-рэпа. Ведь в его творчестве присутствуют такие национальные элементы, как тоюк (якутский вариант горлового пения). Используются национальные музыкальные инструменты: якутские бубны, табук, хомус. В результате рэп обретает свой колорит. Егор пишет не только стихи, но и пьесы, поэмы и даже сказки.

Сольный концерт в Бурятии будет состоять из трех блоков. В первом блоке зрители услышат песни, с которых начиналось творчество Джиды, — это песни "Мин Сахаабын", "Атараабын" и др. Второй блок будет представлен песнями с альбома 2007 года "Олоха стори" ("Жизнь-сказка"). И в последнем блоке Бурятия услышит самые новые композиции Джиды, а также те, которые еще нигде не звучали.

Концерт представляет собой некую консолидацию, дружбу народов. Ведь на мероприятии выступят также Нар-Оюу (Монголия), Хан-Хуа (Китай), Цогтобаяр, Галсана Доржиева, хип-хоп команда ADR crew.

Кроме того, Джида и наша бурятская звезда Алагуй представят два cовместных трека. Музыканты познакомились на фестивале в Туве, где также под занавес порадовали пришедших совместной работой. 22 сентября рэпер прилетает в Бурятию, вместе с Алагуем они пишутся на его студии. И 24 сентября мы уже сможем лицезреть, что в итоге получится.

Метки:
baikalpress_id:  73 611