Лифты: "пинают, поджигают, отрывают"

Цена ремонта одной единицы "вертикального транспорта" в Улан-Удэ — свыше полумиллиона рублей

В Улан-Удэ около 15 процентов "жилищных" лифтов не функционируют. А вообще, на поддержку своеобразного коммунального транспорта требуются десятки миллионов рублей.

Срок — четверть века

В жилищном фонде Улан-Удэ эксплуатируется 218 лифтов. Больше всего лифтов в спальном Октябрьском районе — 145. Это не считая торговых центров, зданий ведомств и прочих сооружений.

Полтора года назад на лифтовое хозяйство страны обратила внимание российская власть. Правительство выпустило постановление "Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов". Согласно документу, если в паспорте лифта нет информации о назначенном сроке службы, он устанавливается равным 25 годам (со дня ввода в эксплуатацию).

Срок в четверть века, однако, не означает, что на лифт можно десятилетиями не обращать внимания. "В течение всего срока эксплуатации — не реже одного раза в двенадцать месяцев — необходимо проводить освидетельствование лифта, на основании которого он может быть допущен к дальнейшей эксплуатации. Понятно, что это все должно происходить за счет владельца лифта", — поясняют в Комитете городского хозяйства. В общем, надо регулярно подкручивать да смазывать.

По оценкам Комитета городского хозяйства, в Улан-Удэ сейчас около 15 процентов "жилищных" лифтов не функционируют. Они находятся в ремонте, на освидетельствовании или техобслуживании.

Перейдут на цельнометаллические

"Ремонт лифта может быть очень дорогим. Требуется недешевое специализированное оборудование и организация. Простой трос из магазина ставить нельзя", — поясняет председатель Комитета городского хозяйства Владимир Кружихин.

"Из-за износа чаще всего доводится заменять канаты, канатоведущие шкивы и электрические двигатели. Это наиболее рабочие части. Форс-мажорно обычно приходится менять отделку, плафоны освещения, посты приказов и посты вызовов. Заменяем купе кабин лифта, створки дверей. Пассажиры отрывают, поджигают, пинают," — рассказывают в ЗАО "Лифтремонт". И продолжают:

— Средняя цена капитального ремонта — от 500 до 800 тыс. рублей. Замена одной червячной пары стоит в пределах 50—60 тыс. Более мелкий ремонт дешевле. Замена купе кабины обходится примерно в 40—50 тыс. Но сегодня в Улан-Удэ нет лифтов, простаивающих из-за неисправности много лет. Такие были, но в течение ряда лет были запущены. Есть лифты, которые установлены в новостройках, но пока не запущены.

Чтобы в Улан-Удэ привести в нормальное рабочее состояние все лифты, по оценке комитета, требуются десятки миллионов рублей.

Так, в "Лифтремонте" нам сообщили, что большинство лифтов Улан-Удэ имеют старые кабины, сделанные из ДСП и облицованные пластиком. "По сегодняшним требованиям они не проходят по нормам пожаробезопасности. Надо переходить на цельнометаллические", — отмечают профессионалы, которые занимаются улан-удэнскими лифтами уже 15 лет.

Сейчас в городе стоят в основном лифты, произведенные в России. В том числе продукция иностранных компаний, имеющих производство в нашей стране. К примеру, "Конэ", "Отис". Последняя была изначально американской маркой, а ныне эта транснациональная корпорация делает лифты и в Санкт-Петербурге. Порой встречаются китайская техника.

Ремонт за свой счет

Лифты, как и чердаки, подвалы, являются общей собственностью владельцев квартир в многоэтажном доме. Плата за пользование ими происходит аналогично оплате за освещение общих подъездов, лестничных площадок.

"За лифты люди платят постоянно. Собирать деньги отдельно на маховик или шестерню нет необходимости. Такого — "давайте скинемся по нескольку десятков тысяч рублей на ремонт лифта" — не должно быть. Это неправильно", — поясняет Владимир Кружихин.

Дома, где исправно и вовремя платят квартплату, должны спрашивать со своей управляющей организации или своего ТСЖ отчет о том, куда пошли их деньги. В том числе лифтовые. Если деньги поступают, а сломанный лифт все не работает, граждане должны требовать запуска этого уникального вида транспорта. Единственного в мире, которым управляет: пассажир.

Программ ремонта лифтов за счет средств бюджета не предусмотрено.

Вместе с тем, продолжается всероссийская программа капремонта домов из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Государство за свой счет согласилось поменять старые кровли, электрокабели, предохранители в этажных электрощитах, запорную арматуру в подвалах. В зону ее действия попали многие дома в Улан-Удэ.

Только данная программа прошла мимо улан-удэнских лифтов. Так, в прошлом году на ремонт лифтов от Фонда перепало всего 2 млн рублей. Как сообщили "Номеру один" в ЗАО "Лифтремонт", деньги были использованы на капремонт четырех лифтов в доме по Ключевской, 86.

Это, кстати, один из самых старых лифтов города. Он отметил свое почтенное 25-летие. "Ключевскому" подъемнику после капремонта добавили три года службы. Старее него, наверное, только лифт на улице Яковлева (поселок Восточный) в ведомственном доме.

Ранее деньги Фонда приходили еще на один дом — по пр. Строителей, 46. Но сумма была мизерная. Одним из препятствий для широкого ремонта лифтов, вероятно, было то, что Фонд требовал от жильцов вносить 5-процентное софинансирование. Но не все были готовы вносить деньги на дорогостоящий ремонт лифтов.

Метки:
baikalpress_id:  73 429