Идеи для будущего

Задача Байкальского образовательного форума -- выработать и обсудить новые идеи для их воплощения в жизнь

В Бурятии прошел Байкальский образовательный форум

Бурятия, которая стала центральной переговорной площадкой для острейших вопросов в сфере образования, уже проводила своих гостей. А вот конкретные результаты работы экспертов не заставят себя ждать уже в ближайшем будущем.

700 делегатов

— На прошлом форуме очень многое из того, что мы обсуждали и направляли в адрес министерства образования, появилось потом в нормативных документах и продвигало вперед систему образования, — заявил министр образования и науки РБ Алдар Дамдинов.

По словам министра, и в этом году образовательный форум стал переговорной площадкой, на которой "острые проблемы обсуждались, а не замалчивались". Нынешний форум стал еще более насыщенным, поскольку был частью общественно-политической программы торжеств по случаю 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства. На форум приехали делегаты из 50 регионов России, а также из США, Монголии, Белоруссии и Молдавии. Общее количество участников — порядка 700 человек.

— Главная тема дискуссий БОФ — "Новое качество в нашу новую школу", — сообщил при открытии форума министр образования Бурятии Алдар Дамдинов. — Однако ее подтекст неофициально формулируется несколько проще: "Образование должно двигать экономику".

Эксперты в области образования, в том числе ученые института "Эврика", обсуждали комплексность развития образования — от дошкольного и среднего до профессионального — с учетом требований современной экономики. В том числе экспертами области педагогики обсуждались пути реформирования образования и самые неоднозначные вопросы — проблемы подушевого финансирования, ЕГЭ, определения параметров качества образования, малокомплектных школ, инновационные технологии и многое другое.

Ключевая проблема — подготовка кадров

Одной из острых тем БОФ стала выработка единой формулы подготовки кадров. Так, чтобы выпускники ccузов и вузов не оставались без работы и реальный сектор экономики не чувствовал дефицита специалистов.

— Основная проблема — это перемычка между образовательным учреждениями и производством, — говорит Алдар Дамдинов. — Как сделать так, чтобы научная мысль, инновационная мысль дошла до производства?

Как спасти начальное профобразование — еще одна тема форума. Ведь при отсутствии конкурсов в вузах интерес выпускников к ссузам сойдет на нет. А значит, будет расти кадровый голод. В Бурятии видят выход в создании Восточно-Сибирского инновационного комплекса, который, объединив усилия бизнеса, государства и научного сообщества, позволит эффективно выполнять социальный заказ.

Участники форума посетили Улан-Удэнский авиационный завод, где обсудили проблемы формирования эффективной территориально-отраслевой системы профессионального образования и потребности перспективных рынков труда с руководителями производства.

Работа проходила не только в Улан-Удэ, ознакомились гости и с опытом сельских педагогов. Проблема школ малых поселений обсуждалась участниками БОФ на выездном заседании в Заиграевском районе. Мухоршибирские педагоги продемонстрировали гостям свой опыт реализации образовательной инициативы "Наша новая школа". Иволгинцы показали альтернативные формы дошкольного образования.

Эксперты образования станцевали ехор

В рамках Байкальского образовательного форума в столице Бурятии на Верхней Березовке работал юрточный городок, где были представлены проекты не только образования, но и экономики республики

Свыше десятка юрт различного типа — деревянные и войлочные — а также легкие конструкции расположились сразу на входе на территорию музея. Возле юрт гостей ждали артисты и представители районов республики в национальных костюмах, а внутри работали специальные площадки, где на плазменных панелях можно было увидеть презентационные проекты Бурятии. Одновременно в режиме онлайн шло голосование по лучшим проектам. Гости могли выразить свое мнение, которое тут же уходило в Интернет.

Были представлены гостям БОФ и другие проекты дошкольного, общего, высшего образования, которые вызвали большой интерес участников форума.

— Байкальский образовательный форум уже стал переговорной площадкой и точкой встреч. Идея нашей встречи в "Юрточном городке" — показать точку встречи между традицией, бытом и инновациями. В юртах представлены проекты от образования, экономики, министерств и ведомств. Все наши гости стали экспертами, они работают во всех юртах, оценивают систему образования. Их оценка будет известна уже через несколько дней, — говорят в министерстве образования и науки РБ.

В ходе презентации перед гостями выступили и представители муниципальных объединений республики, которые организовали музыкально-этнографическое шоу. Участники БОФ смогли в этот день увидеть этнографические номера и настоящие спектакли по мотивам бурятских легенд — "Как появились Саянские горы" (Тункинский район) и исторических фактов — "Встреча хори-бурятов с Петром Первым" (Хоринский район). Гости смогли попробовать традиционные угощения и станцевать ехор.

Сайн байна!

Именно так поприветствовал второго июля собравшихся на официальном открытии Байкальского образовательного форума министр образования и науки Хабаровского края Андрей Базилевский, чем вызвал большое оживление в зале.

— Это приветствие мы слышали два дня буквально от каждого жителя Бурятии. Поэтому я спросил у своих коллег, что означает это слово. Мне перевели, что оно означает "здравствуйте", — поделился своими эмоциями перед началом доклада министр. — То радушие и та открытость, с которыми с нами здоровались местные жители, создает позитив. Радость передается от людей к тебе.

Гость также пошутил, что среди смелых жителей Бурятии участники образовательного форума — самые смелые, так как на их долю выпали кардинальные перемены в системе образования.

В такой атмосфере радушия, гостеприимности и доброжелательности и прошли все три дня работы форума. Однако гости набрались у нас не только позитивных эмоций и ярких впечатлений, но и позаимствовали бесценный опыт. Некоторые из экспертов приехали в республику именно за этим. Так, поразил гостей наш опыт по сохранению малокомплектных школ:

— Я приехала из европейской части нашей страны и могу сказать, что в целом по России малокомплектные школы просто уничтожаются. Меня специально делегировали, чтобы ваш опыт сохранения таких школ перенять и у себя распространить. Могу сказать, что вам есть чем гордиться, что можно развивать дальше, — заявила доктор педагогических наук, профессор Пензенского института развития образования Ольга Пономарева.

По словам профессора, опыт республики вполне можно тиражировать в российских масштабах:

— У вас есть школы в 20 учеников. У нас нет таких школ. Даже с 70 учащимися школы закрывают. А у вас уже наработан опыт, как это правильно, грамотно сделать. Мы ждем того, чтобы ваши ученые, управленцы разработали нормативные документы, которые помогут решать данную проблему во всех российских селах.

Машина времени запущена

Проблемы, которые поднимаются на Байкальском образовательном форуме, проводящемся третий год в Бурятии, являются острейшими на данный момент. Через несколько лет многие идеи получают официальное закрепление на государственном уровне. Недаром форум признан своеобразной "машиной времени", показывающей, что произойдет спустя некоторое время.

— Всем хочется побывать в этой "машине времени" и понять, как будет развиваться государственная политика в сфере образования. И понять не как стороннему наблюдателю, а формируя это общественное экспертное мнение, которое будет влиять на государственную политику. А в конечном счете — менять нашу жизнь и жизнь наших детей, — заявил на форуме заместитель директора Института проблем образовательной политики "Эврика" Роман Селюков.

Действительно, интерес к форуму с каждым годом увеличивается. Если в 2009 году в Улан-Удэ прибыли чуть больше 20 делегаций, то сегодня их количество возросло до 53. Рост числа делегаций еще раз доказывает тот факт, что Байкальский образовательный форум — уникальный проект, который аккумулирует неоценимый педагогический опыт российских образовательных учреждений, органов управлений образования всех уровней. Вес и значимость такого проекта с каждым годом растут.

Метки:
baikalpress_id:  73 295