Коммунальные бунты

Члены ТСЖ "Лидер" с тарифами согласны -- потому как
видят, на что именно уходят их деньги. "Главное -- результат работы, а недовольны только склочники, любящие поскандалить без повода", -- считают жители

В Улан-Удэ с боями идет повышение платы за содержание жилья

С 2005 года тарифы на содержание и ремонт домов должны устанавливать сами жильцы дома. Однако за последние 5 лет эти тарифы не пересматривались ни разу. И вот в начале 2011 года управляющие организации города и ТСЖ начали поднимать тарифы. В ответ жители города взбунтовались.

Началась травля

В Комитете городского хозяйства подтверждают: жалоб много, и, как правило, они одинаковые — люди не согласны с повышением тарифа и считают, что их обманывает председатель ТСЖ.

Сейчас решение об изменении тарифов утверждается на общем собрании жильцов. Вот тут и возникает коллизия. Объяснить жителям, что нужно повысить оплату, ой как не просто. И даже там, где после долгих обсуждений большинством голосов новые тарифы принимаются, те, кто оказался в меньшинстве, вступают в открытую конфронтацию с председателями ТСЖ. Доходит до прямых угроз, запугиваний и даже шантажа.

В такой ситуации оказались ТСЖ "Лидер" и ТСЖ "Надежда". И тех и других забросали жалобами во всевозможные инстанции. А председателю ТСЖ "Надежда" и вовсе звонят до 20 раз в день с различными угрозами. Однако городская администрация вмешаться в конфликт не может.

— ТСЖ не подконтрольны органам местного самоуправления, — говорит начальник отдела мониторинга Комитета городского хозяйства Елена Заяшникова, — равно как и управляющие организации, которые с введением в действие Жилищного кодекса действуют самостоятельно. Размер оплаты за жилищные услуги также не регулируется ни государственными, ни муниципальными органами.

Менталитет пора менять

Елена Заяшникова объясняет: люди заблуждаются, когда считают, что обязаны содержать только свою приватизированную квартиру. Закон обязывает отвечать нас и за общедомовые проблемы. Председатель Ассоциации ТСЖ Татьяна Дерябина говорит, что порой ситуация доходит до абсурда — улан-удэнцы открыто заявляют, что им наплевать, что происходит в подвалах и на крышах их домов, единственное, что их волнует, — собственная квартира.

— На самом деле, собственники, согласно Жилищному кодексу, обязаны нести ответственность за содержание "мест общего пользования". То есть нести затраты соразмерно этим нуждам, чтобы имущество было в надлежащем порядке, — говорит Татьяна Дерябина.

Соответственно, когда средств на то, чтобы содержать это общее имущество не хватает, приходится соглашаться с повышением тарифа. При этом, разумеется, новые тарифы должны быть досконально обоснованы. Вот тут и возникает проблема доверия. Несмотря на многочисленные положительные примеры работы ТСЖ в Улан-Удэ, у горожан почему-то по-прежнему весьма недоверчивое отношение к такой форме управления домами.

В ТСЖ все прозрачно

Когда речь пошла о повышении тарифов, многие тут же сделали вывод о том, что в ТСЖ работают воры и мошенники, которые хотят нагреть руки на чужих деньгах.

— Порой говорят так: мол, бывшая швея стала председателем ТСЖ, что она понимает в этом? Вот в управляющей организации работают профессионалы! А ничего, что эти самые "профессионалы" 30 лет ничего не делали, а эта самая швея за 2 года сделала больше, чем они за 10 лет? — возмущается Татьяна Дерябина.

Примеры таких ситуаций уже были. ТСЖ "Радуга", ликвидированное когда-то по многочисленным жалобам недовольных, сейчас снова начало свою работу. После того как жители вернулись к своему бывшему ЖЭУ, которое по-прежнему не собиралось работать, они поняли, что ошиблись. Председателя ТСЖ вернули, и теперь работа не омрачается маршами несогласных.

Именно в ТСЖ система работы построена таким образом, что позволяет говорить о прозрачности и эффективности каждой потраченной копейки. По словам Татьяны Дерябиной, в ТСЖ форма организации работы с жильцами позволяет донести до каждого подробную информацию обо всех потраченных средствах. Чего не скажешь об управляющих организациях:

— Вот посмотрите отчет одной из управляющих организаций нашего города,—- показывает листок Татьяна Дерябина. — Начислено столько, собрано столько, задолженность такая. Что можно понять из этих сухих цифр? Да ничего! В ТСЖ, наоборот, все прозрачно.

К примеру, в ТСЖ "Лидер", прежде чем повысить тариф, жильцам было предоставлено подробное обоснование всех прошлых и будущих расходов.

— Проработав год, на основании того расхода, который был, составлена смета, дефектная ведомость, акты осмотров, планы работ на будущий год. Ревизионная комиссия дотошно проверяет нашу работу. С жителями проводятся опросы и беседы. Всю проделанную работу мы людям показываем и документально, и наглядно. Говорим о том, что необходимо сделать еще. Только после этого мы вправе предлагать свои предложения по новым тарифам, — разъясняет председатель ТСЖ "Лидер" Наталья Сафонова.

Жалобы на самих себя

Татьяна Дерябина уверяет: так работают все ТСЖ, входящие в состав Ассоциации. Как подтверждение этим словам выступает тот факт, что никаких мало-мальски веских нарушений в их деятельности действительно не было найдено.

Доходит до смешного. Чтобы доказать жителям свою невиновность, председатели ТСЖ начали подавать жалобы сами на себя.

— А что еще остается? Человек обливает нас грязью, называет ворами, подает жалобу в прокуратуру. А когда приходит ответ о том, что, оказывается, все у нас в порядке, предпочитает спрятать ответ куда-нибудь подальше. Мы говорим: имейте благородство — покажите людям бумаги, скажите, что, мол, не подтвердилась информация! Но нет, люди не хотят. А по закону результаты таких проверок дают на руки только самим жалобщикам. Вот и приходится самим на себя писать, чтобы иметь на руках ответы, — разводит руками Наталья Сафонова.

Почти банкроты

Руководители ТСЖ провели анализ цен, согласно которому за последние пять лет только за воду и канализацию горожане стали платить больше на 85 %, на 58 % больше — за отопление. "Почему этому росту никто не возмущается?" — недоумевают коммунальщики. Елена Заяшникова также считает, что повышение тарифов — нормальный процесс:

— Затраты растут: та же электроэнергия, страховые взносы и многое другое. Поэтому тут важно уметь убеждать, доказывать. Правда, жители зачастую не хотят вообще слушать никаких объяснений, — говорит представитель администрации города.

Однако найти общий язык с жителями оказалось задачей почти невозможной. Многие управляющие организации отказались от такой затеи изначально и не стали повышать цены. Но в выигрыше ли останутся жители этих домов? Татьяна Дерябина уверена: работать за те же 12 рублей на один квадратный метр, как раньше, просто невозможно. Поэтому те управляющие организации, которые идут на этот шаг, либо заведомо обрекают себя на банкротство, либо не собираются вообще ничего не делать в доме.

В администрации города подтверждают: многие управляющие организации находятся в предбанкротном состоянии. К сентябрю, по прошествии подготовки к отопительному сезону, таковых станет еще больше. Рассчитываться с поставщиками услуг станет нечем.

Прийти к консенсусу удастся только, когда жители города сойдут с баррикад и попробуют хотя бы вникнуть в суть вопроса. Но пока все происходит с точностью наоборот — собрания саботируются, оппозиционные настроения растут. Кто победит в этой войне, пока не ясно.

Метки:
baikalpress_id:  73 033