Древность в современной форме

20 апреля состоится премьера одного из самых ожидаемых проектов

"Вечер современных балетов" — проект, совмещающий в себе три культовые постановки. Одна из них — "Дзамбулинг" — национальный спектакль, к работе над которым театр оперы и балета привлек канадского хореографа Питера Куанца и американского художника Людвига. Однако один из самых ожидаемых в Бурятии проектов первыми увидят иркутяне.

"Будет шедевр"

В оперном ситуацию объяснили тем, что ремонт в театре не завершен, а труд зарубежных именитых мастеров стоит недешево. И они не могут ждать, когда театр будет готов к открытию.

Поэтому премьера "Вечера современного балета" состоится 20 апреля в Иркутске в Театре юного зрителя им. А. Вампилова. Проект составляют три одноактных балета: Dzambuling, In tandem и Souvenir du Bach. Эти три сочинения собраны театром в один спектакль, который представляет собой три ракурса современного балетного искусства, три балетных "наречия".

"Вечер современных балетов" — амбициозный и дорогой проект, авторы которого именуют его не иначе как "шедевр". По предложению Антона Лубченко и министерства культуры Бурятии Людвиг придумал вариант концепции проекта. Ему принадлежит идея и художественное решение "шедевра". Людвиг — из числа друзей Антона Лубченко, художественного руководителя театра оперы и балета, и его можно было видеть на многих концертах оперного. Впервые художник прибыл в Бурятию в октябре прошлого года и, как он признался, просто влюбился в нашу республику.

"Я интересуюсь буддизмом, дружу с некоторыми бурятскими священнослужителями, — говорит Людвиг. — И они часто рассказывали мне про Бурятию, про бурятскую культуру. Поэтому мне было интересно приехать в республику и окунуться в ее жизнь. Питер тоже влюбился в Бурятию, в балетную труппу, с которой он работает. Феноменальные люди!".

Регалии и проекты, в которых участвовал Питер Куанц, впечатляют. У известного хореографа своя компания Q-dance. И он одновременно работает с пятью разными балетными труппами. Помимо бурятской постановки Питер Куанц работает над полнометражным балетом для Les Grands Ballets Canadiens de Montreal (Канада), продолжает работать с Национальным балетом Кубы. Его также ждут в Гонконге, где он ставит постановку. Также Питер Куанц получил приглашение от королевской семьи Великобритании поработать на свадебном представлении для принца Уильяма и его невесты Кейт Миддлтон.

"У меня нет дома"

У хореографа практически нет свободного времени. "У меня нет дома в привычном понимании этого слова, я постоянно в разъездах и все время работаю", — говорит Питер Куанц.

Его утро начинается с музыки и подготовки к репетициям. После репетиций поздно вечером он приходит к себе "домой", отвечает на деловые письма и ложится спать. В одном из интервью Питер высказывался о том, что жители республики смотрят на него, как на пришельца, и часто спрашивают "Вы женаты?". Однако во время нашей встречи сам Питер выглядел так, будто попал в другое измерение. Его широко распахнутые глаза немного удивленно разглядывали незнакомых людей.

По замыслу министерства культуры и руководства театра оперы и балета для постановки национального спектакля были нужны именно такие люди — люди западные, не знакомые с бурятской культурой, могущие сделать сплав современности и древних национальных традиций.

"В этом проекте традиционной сказки народов мира нет, — говорит Людвиг. — Сказки индейцев апачи, эвенков, китайцев — они все одинаковые. Для того чтобы получился шедевр, нескромно говоря, нужен аутсайдер, человек извне, который, как Иван-дурак в сказке, приходит и меняет ситуацию, которая до него не могла решиться".

Спектакль открывает In tandem. Спектакль является знаковым балетом современности. Это "торговая марка" Питера Куанца, его самая известная постановка, премьера которой прошла в культовом Музее современности Гуггенхайм.

"Это готовый продукт, который попал в историю, и в России его увидят впервые", — говорит Людвиг.

Следующая часть спектакля — Souvenir du Bach ("Вспоминая Баха"). Это парафраз на тему классического европейского балета и классической европейской музыки, своеобразная хореографическая инверсия, музыку к которой создал Антон Лубченко. Как комментируют в театре, Souvenir du Bach, как приятные воспоминания, создан для того, чтобы просто смотреть и наслаждаться.

Древность в современной форме

И, наконец, самая главная часть проекта — национальная постановка Dzambuling. Концепция постановки основывается на восточной философии создания и существования Вселенной.

"Это учение корневое, — говорит Людвиг. — Буддизм, дзен-буддизм, даосизм — все они имеют одни и те же корни. И никто не знает, когда это учение возникло. В спектакле древнее учение подается в современной форме".

Понимание человека как модели Вселенной дает возможность показать на сцене символический переход одного элемента в другой. Рождение, жизнь и смерть различных качеств, присущих живой и неживой природе, взаимосвязь элементов и единство всей Вселенной — стали содержанием спектакля.

"Любой балет отталкивается от музыки, а о музыке к "Дзамбулинг" можно говорить вечно, — делится Людвиг. — Многие сравнивают то, что получилось, с "Весной священной" Стравинского".

Над музыкальным оформлением работали Баттувшин, Евгений Селезнев, Галсан Ошоров и Антон Лубченко.

"Это одни из самых талантливейших музыкантов! — говорит Людвиг. — Сначала они начали играть традиционную музыку, но это было не то, что нам хотелось, потому что можно купить любой CD и услышать эти звуки. Нам хотелось сделать новый продукт. И звучание стало другим".

В основу сценографии положено монохромное световое пространство. "В связи с тем, что мы делаем спектакль в условиях, когда театр выходит после 6 лет ремонта, многие вещи, которые задумывались изначально, реализовать невозможно. Поэтому декорации соответствующие: нейтральные и современные. "Почти все стены будут открыты, но они будут черными, будет черный пол, а остальное вы увидите сами", говорит Людвиг.

Метки:
baikalpress_id:  72 999