Обсуждение для одобрения

Бурных дискуссий на "круглом столе" не было. Участники почти единогласно выступили ЗА новые стандарты образования

"Круглый стол" по проблеме новых образовательных стандартов прошел тихо и мирно

Председательствовал на "круглом столе" сам мэр столицы Бурятии Геннадий Айдаев. Это подчеркивало особую важность мероприятия. Однако при этом обсуждение получилось "пустым", словно оно проводилось исключительно для галочки. Противников нового стандарта не нашлось. Теперь выходит так, что в Улан-Удэ официально новые образовательные стандарты как бы одобрены и готовы к внедрению в жизнь.

Паника и спокойствие

Министерство образования России, столкнувшись со шквалом критики в адрес запланированных к введению образовательных стандартов, объявило о необходимости их общенародного обсуждения. И, действительно, обсуждения начались. В апреле всеобщие cобрания на эту тему пройдут в каждой из школ республики. Ключевое обсуждение проекта с участием министерства образования и городской власти состоялось на днях в мэрии.

Ведущим обсуждения выступил не кто иной, как сам мэр города Геннадий Айдаев. Открыл он мероприятие с замечания о том, что образовательный стандарт вызвал бурное обсуждение в обществе и даже некоторую панику, потому проблема требует всестороннего обсуждения.

— Кого мы все-таки воспитываем — человека физически развитого, но не знающего ни Пушкина, ни Есенина, ни другого писателя, которого мы изучали? "Ивана, не помнящего своего родства", который не знает истории? — задался вопросом мэр города

Однако на самом "круглом столе" никакой паники не было. Напротив, все было чинно и благородно. Председатель Комитета по образованию Светлана Трифонова объяснила, что многие вопросы у граждан возникли от неведения:

— Сегодня мы должны обратить внимание на то, что паника, которая сегодня существует в наших коллективах, — это оттого, что еще не все учителя посмотрели эти проекты. Или посмотрели однобоко. Ведь еще ничего не принято. Еще два месяца будут идти обсуждения. Но все равно что-то новое, какая-то реформа будет. Мы с вами это прекрасно знаем.

Школа не дает знаний

По словам Светланы Трифоновой, одна треть учащихся школ России учится в экстернате. То есть они свободно посещают школу и при этом "сидят" на репетиторстве.

— При тех 36 часах, которые у нас есть сейчас, дети вынуждены заниматься дополнительно. Давайте согласимся, что наши дети ходят к репетиторам. Потому что уровень базовой школьной программы не дает тех знаний, которые нужны при поступлении в вуз, — заметила Светлана Васильевна.

По логике чиновника, новые стандарты позволят уйти от такой системы, и детям больше не придется идти к репетиторам, потому что, когда не нужно будет изучать "лишние" предметы, появится дополнительное время для более подробного изучения профильных.

— Если принимаются эти образовательные стандарты, то число предметов сократится почти вдвое. Освободившееся время старшеклассник может потратить на подготовку в вуз, — считает Светлана Трифонова.

Заместитель министра образования и науки Бурятии Александр Бочеев также начал свое выступление с того, что общественное недовольство вызвано тем, что люди не разобрались должным образом в вопросе, выступив с резкой критикой в сторону журналистов, непрофессионально освещающих данную проблему:

— Видно, с какой агрессивностью корреспондентами материал преподносится. Я всегда журналистам говорю: давайте не будем торопиться, надо изучить, посмотреть, — заявил Александр Бочеев.

Общество разделилось

Чиновник констатировал, что общество разделилось на две части. Одни говорят, что новый стандарт развалит систему образования. Вторые считают, что новый стандарт — это "прорыв, который приготовит выпускника к жизни в современном обществе". При этом в первом лагере, по мнению работника министерства образования, в большинстве люди незнакомые с документом:

— Я считаю, что инициаторами переполоха стали те, кто не читал документ. Документ сложный, сложно написанный, но надо разобраться. Министр образования России не подпишет документ, пока не будет ясного, толкового понятия в обществе. Сейчас идет обсуждение на уровне всей страны. Одно из заседаний Координационного совета состоится в июле у нас в республике. Стандарты разрабатываются не в тиши кабинетов и не только одними учеными, — заверил чиновник.

На "круглом столе" в мэрии собрались, видимо, только те люди, которые документы читали очень внимательно и все в них поняли, поэтому выступлений "против" и не было. И даже конструктивной критики не прозвучало. Приглашенные на мероприятие директора и завучи школ, родители и даже школьники на все лады расхваливали новый стандарт, хотя большей частью звучали лишь общие, дежурные фразы.

Единичные критические замечания и те прозвучали как-то вскользь. К примеру, не всем родителям понятно, как сдавать ЕГЭ, если теперь почти все предметы станут по выбору, а обязательный перечень предметов, по которым дети должны сдать ЕГЭ, остается прежним. Но самый главный вопрос — материальная база школ. Как признался Александр Бочеев, в Бурятии перейти на новый стандарт для старшей школы на сегодня готовы не более 10 % школ — именно у такого количества учебных заведений в достаточной степени подготовлена материально-техническая база.

Тем не менее, двумя руками за новые стандарты выступили все присутствующие. И даже ученики школ слились в едином порыве с учителями и директорами. Причем дети говорили взрослыми, будто отрепетированными фразами.

"К счастью, я уже закончу школу"

Но детскую непосредственность никуда не денешь. Десятиклассник школы 56 Семен Пархаев после долгого выступления о том, как он рад новым стандартам, в конце своей торжественной речи все-таки добавил от себя: "К счастью, я лично с этим не столкнусь, но я желаю удачи всем тем, кто столкнется с этой системой. Я надеюсь, что это им пойдет на пользу", — искренно пожелал подросток под общий смех в зале.

Ложку дегтя в бочку меда внес разве что директор гимназии 59 Евгений Миронов, задав вопрос чиновнику из министерства образования:

— Будут три уровня изучения — интегрированный, базовый и профильный. Но у нас на сегодняшний день, в условиях подушевой системы финансирования, мы не можем делить фонд оплаты труда на все эти ступени. Каждый класс придется делить на три группы, теперь же не смогут все в одном классе заниматься. У всех будут разные часы и программы, каким образом будет все это финансироваться, организовываться? — задал вопрос директор гимназии.

Но, казалось бы, этот важный и принципиальный вопрос от человека, которому придется в будущем внедрять этот стандарт, так и не нашел своего ответа. Его просто обещали взять "на заметку". После выступления Миронова миролюбивому настрою мероприятия уже, слава богу, никто не мешал. Картина общего единения снова воссоздалась.

"В общем-то, все за"

Осталось только удивляться — о какой панике столько говорили наши чиновники, если вся общественность выступает строго "за" стандарты? Не удивительно ли то, что кроме как от директора гимназии 59 Миронова не прозвучало ни слова критики? Что в Улан-Удэ не нашлось не то что принципиального противника, но и просто человека, предлагающего конструктивную критику?

Ситуация комичная, учитывая то, что на самом деле очень и очень бурные обсуждения происходят сейчас внутри едва ли не каждой школы нашей республики. А какие жаркие дискуссии разворачиваются на учительском сайте www.profistart.ru!

Как представляется, критически настроенных представителей общественности или просто-напросто не пригласили, или поставили в самом конце списка выступающих и они так и не успели высказать свою точку зрения.

В целом вывод двухчасового "обсуждения" проблемы таков: "подняли шум из ничего агрессивные корреспонденты, несведущие учителя и паникеры родители, никогда не державшие в руках проекта". А на самом деле несогласных, оказывается, и нет. Прекрасное умиротворяющее резюме всему происходящему сделал мэр города: "В общем-то, все за!".

Метки:
baikalpress_id:  72 823