Провидческое искусство

27 января в Художественном музее открылась выставка Аллы Цыбиковой

Выставка приурочена к 60-летнему юбилею художницы. И отличается от предыдущих тем, что здесь представлены работы, которые до этого момента хранились только в личных коллекциях, работы, которые не были доступны более широкой публике.

В то время как творчество этой художницы является провидческим. Те образы, которые можно видеть в работах, актуальны сегодня, хотя появились 10 лет назад. Тот жанр, в котором она работала, популярен именно сегодня.

"Ее мифопоэтический взгляд наметился еще в 80-е годы, — говорит Людмила Цыреннимаева, искусствовед. — Начиная с росписи "На земле Гэсэра", в которой она реалистически и эпически показала жизнь Бурятии. Это работа, которая дала толчок дальнейшему творчеству".

Многие, у кого в личных коллекциях хранятся картины Аллы Цыбиковой, сразу же откликнулись на просьбу музея.

"Три картины, которые находятся у нас в Росбанке, были приобретены в 1995 году, — говорит Борис Похосоев, директор ОАО "Росбанк". — Тогда мы и не предполагали, насколько ценное приобретение сделали".

Павел Зильберман, бывший главный архитектор Улан-Удэ, был соседом Аллы Цыбиковой: "Мы жили в одном доме. Мастерские наши были рядом. Да и жена была дружна с Аллой. Мы работали вместе над проектом "На земле Гэсэра". И тогда я увидел, как она творчески работает и как она умеет защитить свои идеи. Это происходило в те годы, когда каждое решение утверждалось разными инстанциями. У нас хранятся несколько ее картин. Это ценное наследство, которое мы передадим нашим детям и внукам".

У художника есть дар чувствовать что-то невидимое: другие миры, другие измерения. Эти видения затем находят свое выражение в работах. У Аллы Цыбиковой эта связь была особенной.

На многих ее работах можно видеть человека-птицу. Этот образ в разных видах — то с детским лицом, то с лицом старика — присутствует практически на всех картинах позднего периода ее творчества. Образ пришел к ней ночью: она открыла глаза и увидела на спинке кровати птицу с лицом человека. Она сидела и смотрела на Аллу. И художница не испугалась, а хотела прикоснуться к птице, но та растворилась. С тех пор этот образ постоянно сопровождал творчество Аллы Цыбиковой.

"Больше ни у кого такого образа нет, — говорит Людмила Цыреннимаева. — Это говорит о том, что четвертое измерение все-таки есть. Духи есть. И они приходят в самых разных обличьях. Творческие люди наделены талантом — или от Бога, или от дьявола. И надо чувствовать, что несут произведения: утверждают жизнь или разрушают ее. В произведениях Аллы Цыбиковой много bo&%+.#.. Несмотря на то, что есть и радостные работы, и реалистичные. Но ее творчество больше печальное. Особенно последние работы, когда она знала, что тяжело больна, и осталось ей немного". Алла Цыбикова умерла в 1998 году. Известие о том, что она больна раком, художница встретила стойко. В письмах своей близкой подруге выражала сожаление о том, что мало осталось, а так много планов и образов. Но нет уже сил. В тех же письмах можно видеть ее плачущую душу, которую она выразила в своем творчестве.

"Вот что за образ "Бегущей в ночи"? — показывает картину Людмила Цыреннимаева. — Это мифология. Это ее видение других измерений, чувства. В этих красочных разводах видно смятение чувств. И в то же время это мифопоэтический взгляд на жизнь".

"Яркий период творчества нашего Союза — это поколение художников 50-х годов, которые пришли в республику после окончания столичных вузов в 80-е, — говорит Евгений Болсобоев, зам. председателя Союза художников. — И обогатили бурятское искусство новыми яркими красками и образами. Алла Цыбикова сразу же нашла свой неповторимый язык, в котором сплелось и профессиональное, и самобытное. Ее образы овеяны тонкой лирикой и настраивают на философский лад".

Популярные материалы по тегам статьи: 
Загрузка...