Махинации со сроками гарантийного ремонта

В рубрике "Потребитель" мы рассказываем о том, как правильно защитить свои права, столкнувшись с недобросовестными продавцами, производителями, жилищными организациями, коммерческими компаниями. Практика показывает, что потребитель, столкнувшись с нарушением своих прав, совершенно не знает, как правильно действовать в таких случаях. Правовой ликбез помогает проводить известная общественная организация "Общество защиты прав потребителей Республики Бурятия" и юрист Аграфена Грудинина.

Очень много жалоб к правозащитникам поступает от потребителей, жалующихся на длительные сроки ремонта техники в сервисных центрах. Многие не знают, в каких случаях можно требовать возврата стоимости товара, а в каких можно настаивать только на ремонте. Улан-удэнка Надежда Петрова оказалась в аналогичной ситуации.

Недавно купленный ею холодильник "Дэу" забрали в сервисный центр "Славия-тех" для гарантийного ремонта. Мастер заверил покупательницу, что они отремонтируют холодильник в течение 10 дней. Когда сроки вышли, Надежда обратилась в сервисный центр, где работница сообщила ей, что холодильник отремонтируют в течение 45 дней, о чем якобы указано в квитанции, по которой забрали холодильник. Однако текст в ней из-за некачественного ксерокопирования невозможно прочитать. "Почему я должна находиться без холодильника почти полтора месяца? Правы ли работники сервисного центра? Могу ли я потребовать возврата стоимости холодильника, чтобы купить новый, тем более что через две недели уже истекает срок гарантии, который составляет один год?" — спрашивает Надежда Петрова.

Комментирует юрист "Общества защиты прав потребителей Республики Бурятия" Аграфена Грудинина:

— Срок проведения гарантийного ремонта товара должен быть определен в письменной форме соглашением сторон, но не может превышать 45 дней. В случае несогласия потребителя с указанным сроком недостатки в товаре должны быть устранены незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для устранения с учетом обычно применяемого способа.

К сожалению, на практике собственники почти всех сервисных центров пользуются тем, что потребители не знают законодательство о защите прав потребителей, и предлагают при приеме товара на гарантийное обслуживание подписать бланк квитанции, где уже без согласования с потребителем указан 45-дневный срок устранения недостатков. Таким образом, потребитель, прежде чем подписать этот бланк, должен внимательно прочитать его, несмотря на то, что на нем, как правило, мелкий, трудночитаемый шрифт. Если подпись ставится без прочтения текста, то это свидетельствует о согласии с указанным в квитанции сроком.

Холодильник включен в перечень технически сложных товаров, в отношении которых требование о возврате его стоимости может быть удовлетворено в следующих случаях:

— обнаружение существенного недостатка товара;

— нарушение установленных законом сроков устранения недостатков товара;

— невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока, в совокупности более чем тридцать дней, вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

При выдаче товара сервисный центр (продавец) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара. На практике не все сервисные центры соблюдают это требование, что является нарушением прав потребителей. Ведь в случае отсутствия данной информации трудно доказать неоднократность устранения недостатков товара.

Надежде не стоит беспокоиться о том, что истекает гарантийный срок, составляющий 1 год, потому что гарантия продлевается на период, в течение которого товар находился в сервисном центре и потребителем не использовался. Кроме того, потребитель вправе предъявить продавцу требования в случае возникновения недостатков в товаре по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет. А в случае выявления существенных недостатков товара по истечении двух лет со дня его передачи потребитель вправе предъявить изготовителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что они возникли не по его вине, то есть наличие недостатков заводского характера. Для этого потребитель вправе провести независимую экспертизу и предъявить заключение эксперта изготовителю или его представителю.

P.S. По всем вопросам защиты прав потребителей можно обращаться к юристу "Общества защиты прав потребителей Республики Бурятия" Аграфене Грудининой по тел.: 8983 42 08 760.

Имя потребителя изменено.

Метки:
baikalpress_id:  72 638