"Живой" тормоз — условие безопасности

В рамках послелетнего периода, на наш взгляд, нелишним будет поговорить о тормозах. Ведь он в наших широтах очень быстро перетекает в подготовку к зиме. Тормозная система автомобиля, от которой напрямую зависит ваша жизнь, в первую очередь нуждается в тщательной подготовке.

Устройство

Безопасность автомобиля немыслима без эффективных тормозов. Так, в странах-членах ЕЭС приняты требования, по которым тормозное управление должно состоять из трех тормозных систем. Это основная (рабочая), которая обеспечивает замедление легкового автомобиля, движущегося со скоростью не более 80 км/ч, при усилии на педаль менее 50 кг с эффективностью не менее 5,8 м/с2; вспомогательная (аварийная), обеспечивающая замедление не менее 2,75 м/с2, и стояночная, которая может быть совмещена с аварийной. Вспомогательная ТС начинает действовать при разгерметизации одного из рабочих контуров (вытекает тормозная жидкость).

Стояночная тормозная система (она же "ручник") имеет механический привод, как правило, на задние колеса. Рычаг стояночного тормоза соединяется тонким тросом с задними тормозными механизмами, в них находится устройство, приводящее в действие штатные или дополнительные (стояночные) колодки. При поездках на не отпущенном ручнике снижается его эффективность. В принципе, при каждом затягивании происходит растягивание тросика. Бороться с этим приходится методом его регулирования. Осуществить эту процедуру может любой автослесарь.

Основная тормозная система (ОТС) современного легкового автомобиля состоит из тормозного гидропривода и тормозных механизмов. При нажатии на педаль в гидроприводе ОТС возникает избыточное давление тормозной жидкости, которое обеспечивает срабатывание колесных тормозных механизмов.

В гидропривод ОТС входят: главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем или без него, регулятор давления в задних тормозных механизмах, рабочий контур. Вакуумные усилители увеличивают силу, создающую давление в тормозной системе. Главный тормозной цилиндр предназначен для преобразования усилия, прилагаемого к педали тормоза, в избыточное давление тормозной жидкости и распределения его по рабочим контурам. Рабочий контур представляет собой трубопровод диаметром 4—8 мм, он соединяет между собой устройства гидропривода и тормозные механизмы.

Зачем нужен регулятор давления в задних механизмах? Он уменьшает давление в приводе на эти механизмы. При торможении любой автомобиль проседает на переднюю подвеску, задние колеса при этом разгружаются. Поэтому задние колеса могут блокироваться, что приводит к заносу автомобиля. Поэтому во избежание блокировки задних колес давление в приводе задних тормозов (по сравнению с передними) ограничивается.

Нюансы

Чтобы впечатлить среднестатистического читателя еще больше, расскажем об АБС. Она стала обязательной для японских автомобилей для внутреннего рынка (праворульных) еще в 1996 году. Ее обязательность и полезность для обычного водителя неоспорима. Конструктивно АБС представляет собой совокупность датчиков, модуляторов и блока управления. При торможении блок управления анализирует поступающую от датчиков информацию о реальной скорости автомобиля и угловой скорости вращения колес, отслеживает работу модуляторов (исполнительных механизмов), которые регулируют давление жидкости в том или ином колесном тормозном механизме, не давая ему заблокироваться в случае экстренного торможения. Таким образом, для любого состояния дорожного покрытия определяется режим торможения, обеспечивающего минимальный тормозной путь, и полной блокировки колес добиться нереально, хоть продави педаль сквозь пол. Это в теории, а на практике работа АБС нередко не устраивает пользователей. Часты жалобы от владельцев праворульных "Тойот" 96—98 гг.: ощущение, что машина лишь ускоряется!

Теперь о том, что называется "тормозными механизмами". Они бывают дисковые и барабанные — по своей конструкции. Первые эффективнее и работают в более высоком температурном режиме. Бывают еще и вентилируемые диски, и чем мощнее машина, тем они нужнее. Увеличенная толщина вентилируемого диска позволяет разместить между поверхностями трения ребра жесткости, которые обеспечивают принудительную циркуляцию воздуха. При вращении создается центробежная сила, она заставляет поступающий воздух устремляться от центра к краям диска, и нагретый воздух выбрасывается в окружающую среду, а вентилируемый диск охлаждается.

Дисковые обычно имеют механизмы с подвижным суппортом, он конструктивно исключает неравномерный износ колодок. Его особенностью является меняющееся расстояние от его внешнего габарита до колесного диска в зависимости от износа колодок. При установке нестандартного колеса возможно задевание его о суппорт после смены тормозных колодок.

Барабанные тормозные механизмы, как менее эффективные, устанавливают обычно на задние колеса как на менее нагруженные.

Эксплуатация

Советуют применять тормозные жидкости, предусмотренные заводом-изготовителем автомобиля. Но поскольку каждый завод настаивает на своей, имени себя, то и найти такую жидкость сложно, да и стоит она бешеных денег. Вполне достаточно воспользоваться тормозухой от приличного производителя, которому вы доверяете. Почти все фирмы, изготавливающие масла, имеют в линейке и тормозную жидкость: Shell Donax, Castrol Response, Mobil Brake Fluid...

Тормозную жидкость следует менять не реже одного раза в два года и регулярно следить за ее уровнем в бачке под капотом, так как она из-за своей привычки впитывать воду с течением времени теряет свои свойства.

При уменьшении уровня жидкости в бачке выясните причину (разгерметизация системы или износ тормозных накладок). Следить за уровнем несложно: бачок снабжен открывающейся крышечкой, на которой видна чистота жидкости, а метки сбоку него — Min и Max — указывают ее необходимый уровень.

Важно следить и за состоянием рабочего контура — резиновых шлангов. Их периодически следует диагностировать на яме собственными глазами или на СТО. Имеющиеся трещинки подлежат замене.

И еще несколько фактов, касающихся тормозной системы. Двигатель может глохнуть при резком торможении или неравномерно работать на холостых оборотах из-за неисправного вакуумного усилителя. Проверить, работает ли усилитель тормозов, можно следующим образом. На неработающем двигателе нажмите педаль тормоза до отказа. Затем заведите двигатель — педаль тормоза должна просесть к полу. Это значит, усилитель работает; педаль тормоза осталась жесткой — не работает.

Проверку исправности АБС без специального оборудования, как правило, проводят опытным путем: разогнавшись, тормозят в пол (главное, чтобы сзади не висел другой автомобиль, а то вам гарантирована неисправность бампера). Если колеса блокируются и машина встает немного боком, то она не работает. Проверку делает и сам автомобиль: при включении зажигания загорается контрольная лампочка. После запуска двигателя она гаснет. Если она загорелась на ходу — значит, АБС просит внимания.

Чаще всего отваливаются датчики — это неудивительно с нашими дорогами и, пардон, с нашим уровнем сервиса. Чтобы не попортить тормозной диск, следует внимательно относиться к выбору магазина, а в нем — тормозных колодок при покупке. Не стоит оставлять автомобиль на стояночном тормозе надолго во влажности: при перепадах температуры в районе нуля колодки могут примерзнуть, а стоящая на ручнике во влажном месте машина получает их приржавливание.

И последний совет: не пренебрегайте исправностью стояночного тормоза — он способен выручить вас в критической ситуации.

Метки:
baikalpress_id:  72 028