Терминология для женщин. Часть 2

Это продолжение материала о тех вещах, которые хотят знать молодые водительницы. Пробежимся по терминам, которые упоминают в своей речи другие водители. Нужно рассказать, что они означают.

Стойка

Это либо амортизатор, если речь идет о подвеске, либо стойка, которой крыша машины крепится к кузову.

1. Амортизатор — штука очень важная. Он гасит колебания кузова, которые возникают при проезде неровностей дорожного полотна (то есть каждые две секунды!). Когда во время движения колесо попадает на бугорок или в ямку, пружина гасит толчок и не дает ему передаться на кузов автомобиля. Беда только в том, что пружина, оставленная "на произвол судьбы", поглотив один толчок, будет раскачиваться еще долго, а вместе с ней будет качаться и крениться кузов машины. Амортизаторы нужны как раз для того, чтобы этого избежать. Упрощенно, амортизатор представляет цилиндр с поршнем, заполненный гидравлической жидкостью.

Иногда внутрь амортизатора, кроме гидравлической жидкости, закачивается газ: такие амортизаторы называются газо-масляными. Кроме того, газ может быть под атмосферным давлением или сжатым. Подобное разнообразие типов может ввести нас в заблуждение. Так, многие считают, что присутствие в амортизаторе газа, тем более под давлением, делает амортизатор более жестким, как бы спортивным.

Это не так. Газ нужен только для того, чтобы предотвратить вспенивание масла в тех случаях, когда амортизатор работает в особо напряженном режиме. Но на деле правильно сконструированный и установленный амортизатор не нагреет масло настолько, чтобы допустить его вспенивание, и поэтому в большинстве случаев газ — всего лишь своеобразный маркетинговый ход производителей. Дальше всего по пути подобного маркетинга ушли Boge и Sachs (кстати, это один концерн). Они действительно выпускают жесткие газовые амортизаторы и мягкие гидравлические, подстраиваясь под заблуждения покупателей. Итак, амортизатор прижимает колесо к полотну (или колдобинам) дороги по мере своей жесткости и тем самым удерживает машину на курсе. Поэтому очень важно, чтобы амортизатор был исправным.

В среднем по Бурятии амортизаторы выживают около 50 и более тысяч (очень приблизительно и зависит от манеры езды и загруженности автомобиля). Поскольку "сдувается" "амортик" постепенно, можно и не заметить, что он подносился, поэтому каждые 10000 км рекомендовано их проверять. Машина при уставшем амортизаторе постукивает в районе колесных арок, едет неуверенно, раскачивается, кузов скачет вверх-вниз и сразу не успокаивается. Причем чем сложнее подвеска, тем меньше на ее свойства влияет амортизатор! Но ездить с дохлым амортизатором нельзя: опасно — это увеличивает тормозной путь и ведет к ускоренному износу остальных деталей подвески. А ремонтировать ее всю нынче дорого!

2. О стойке крыши нужно знать, что она не просто держит крышу на месте, но и вместе с этой самой крышей обеспечивает жесткость кузова. При перевороте машины вверх колесами стойка теряет свои исходные параметры жесткости и прочности, поэтому все так боятся купить машину-"перевертыш". Восстановить геометрию кузова у полежавшей на крыше машины крайне сложно.

Жидкости

В машине их довольно много. Двигателю необходимы для нормальной жизни масло и охлаждающая жидкость. Масло очищает, охлаждает и смазывает двигатель внутри, а ОЖ обеспечивает отвод излишков тепла от блока цилиндров. Масло меняется каждые 8—10 тысяч у бензиновых моторов, каждые 5 — у дизелей и всех турбированных. Охлаждающая жидкость живет тем дольше, чем она качественнее (тосол — год, антифризы — около двух лет, до 100000 км). От замены до замены нужно следить за уровнем масла и регулярно интересоваться, не убывает ли "охлаждайка". Контролировать нужно и масло в коробке передач (в любой — автомат, вариатор, механика), и уровень трансмиссионки в раздаточной коробке.

При помощи жидкости функционируют и гидроусилитель руля, в котором никакая не "гидра" — "вода", а обычно Dexron, как в АКПП. Тоже меняйте иногда и смотрите за уровнем периодически.

Еще одна жидкость, которая выведена под капот в маленьком полупрозрачном бачке — это тормозная. Контроль необходим и ей!

И, наконец, немаловажная в текущую погоду жидкость стеклоомывателя. На ней не стоит экономить, потому что головная боль и аллергия — это следствие вдыхания паров разных гадостей, из которых порой делают "омывайки". Если вам не нравится запах, который источает залитая в бачок жидкость, перед ее брызганием переключайтесь в режим рециркуляции воздуха в салоне. И лейте жидкости побольше, иначе песок, который возят туда-сюда "дворники", будет царапать лобовое стекло. Резинки дворников тоже надо по этой причине очищать!

Выхлопной тракт

Выхлопной тракт — важная вещь, он выводит из двигателя выхлоп, как следует из названия. Он начинается под капотом раскаленной штукой под названием выпускной коллектор — туда вылетают ужасно горячие газы, образующиеся в камерах сгорания двигателя. Труба, обмотанная этакой негорючей теплоизоляцией, уходит под днище машины, затем перетекает в глушитель. Эта замечательная штуковина была изобретена лет сто назад, и без нее нет нормальных машин. В глушителе, благодаря его сложному строению, шум выхлопа двигателя уменьшается. Современный выхлопной тракт имеет еще и каталитический нейтрализатор, он же катализатор, он же кат.

Катализатор — это штука, борющаяся за экологию путем подвергания выхлопных газов химическим реакциям. Увы, на деле катализатор довольно быстро погибает в неравной борьбе с нашим бензином. Поэтому он достоин более подробного рассказа. Кат изготавливается из специальной огнеупорной керамики. Внутри он состоит из множества продольных сот-ячеек. На поверхность сот-ячеек тонким слоем наносятся вещества-катализаторы. В качестве таких веществ используются дорогие элементы таблицы дедушки Менделеева: платина, палладий и родий.

Сии элитные катализаторы ускоряют протекание химических реакций в нейтрализаторе. Дело в том, что платина и палладий способствуют окислению несгоревших углеводородов (СН) в водяной пар, а оксида углерода (угарный газ СО) в углекислый газ. Родий является восстановительным катализатором. Он восстанавливает оксиды азота (NOx) в безвредный азот. Таким образом, три этих благородных вещества снижают содержание в отработавших газах вредных веществ. Устанавливается кат непосредственно за выпускным коллектором или перед глушителем. Работать он начинает только при очень высокой температуре — около 300 градусов, поэтому сперва на холодном двигателе выхлоп особенно вреден. Отсюда совет: не стойте под стрелой (в смысле над трубой).

Вот так: чтобы знать и понимать свою машину, неплохо помнить уроки физики и химии. А остальное — лирика!

Метки:
baikalpress_id:  71 376