"У нас взрывались телевизоры"

Вместо положенного ремонта электрики перебросили временный кабель с одного дома на другой. В нарушение всех норм безопасности провод висит таким образом уже три недели

Четыре дома по улице Буйко получили 380 вольт электричества, поломку техники и пожар в придачу

Ночь с 29-го на 30-е октября 2009 года жители четырех домов по улице Буйко и Комсомольской запомнят надолго. Около двух часов ночи, когда большинство людей уже спали, в квартирах зловеще загудела электропроводка, а затем начали взрываться лампочки, счетчики, телевизоры. Пострадали все приборы, подключенные к электросети. Однако материальный ущерб, причиненный жителям, до сих пор никто возмещать не собирается.

Пожар в прихожей

Светлана Викторова, проживающая на Буйко, 19, до сих пор прислушивается к каждому звуку и по ночам боится уснуть.

— Около двух часов ночи я услышала: что-то трещит. Пошла посмотреть и увидела, как из счетчика с треском вырывается пламя. Я быстро всех разбудила, вывела из квартиры. Пока пожарные ехали, начала гореть дверь, шкаф в прихожей, линолеум. Пальто, кожаные куртки — все обуглилось, сигнализация сгорела тоже, — рассказывает Светлана Викторова.

Пришедшие на помощь пожарники потушили огонь, но после такого происшествия квартира Викторовых представляла собой весьма плачевную картину. Копотью покрылось все вокруг, а едкий запах дыма не выветривался из квартиры еще долгое время.

Наутро соседи обсуждали катаклизм, как сводки с фронта. Каждый рассказывал о своих потерях. Например, в квартире Коростелевых в ночь на 30 октября сгорели музыкальный центр, DVD-плеер, микроволновая печь и электронные часы.

— Слава богу, холодильник у нас тогда был отключен, — утешает себя Татьяна Коростелева. — У соседей на пятом этаже сгорел компьютер, внизу у соседей вышла из строя душевая кабина, на первом этаже у людей сгорела сигнализация. У некоторых телевизоры даже взрывались.

Несмотря на такие потери, Татьяна Иннокентьевна для себя уже все решила. Наверняка добиться возмещения своих убытков ей не удастся. Безропотно починила за свой счет печь, остальное до поры до времени подождет.

А вот Татьяна Полякова намерена добиваться справедливости до конца. И ее можно понять. Про ее ситуацию можно сказать словами из известной комедии: "Все, что нажито непосильным трудом, — все погибло!"

Вот только Поляковым сейчас не до смеха. Общая сумма ущерба — порядка ста тысяч рублей.

— У нас сгорела вся техника в квартире: холодильник, который мы совсем недавно купили за 30 тысяч рублей, душевая кабина, телевизор, видео- и аудиодвойки, радиотелефон, электрочайник, адаптер, — перечисляет Татьяна Полякова. — Кто за это все заплатит?

Перебои со светом уже были

По словам Светланы Викторовой, проблемы с электричеством у них начались даже не 30 октября 2009 года, а задолго до этого, и продолжаются уже несколько лет. В последнее время отключения света и вовсе стали систематическими.

— Я решила отмечать на календаре дни, когда у нас не было света. Вот посмотрите: в январе, например, свет отключали 6, 12, 13, 14, 15, 24 числа. Отключают утром, и я не могу позавтракать перед работой, отключают вечером — невозможно поужинать. Звоню постоянно 051, мне отвечают: "Ваша Буйко уже надоела нам!" А нам-то каково?" — возмущается Светлана Халиловна.

После случившегося в квартире пожара и постоянных отключений света пришлось запастись всем необходимым:

— У нас теперь и огнетушитель есть, и целая банка со свечками. И в каждой квартире также наготове сидят, со свечками, ждут, что вот-вот снова света не будет, — признается Светлана Викторова.

В такой ситуации чинить технику, вышедшую из строя из-за перенапряжения в электрической сети, решаются не все. Кто даст гарантию, что это не повторится и не придется снова чинить бытовую технику за свой счет?

— У нас год всего исполнился, как душевую кабину купили. А теперь нам говорят: запчастей нет, чтоб ее починить. Покупали за 1,5 тысячи чайник стальной, а теперь воду в ковшике кипятим! — сетует Татьяна Полякова.

Кто виноват и что делать?

Таким вопросом задаются жители всех четырех домов, пострадавших от технического сбоя. В "Эталоне-С" уверены: авария случилась на подстанции, которую обслуживает "Улан-Удэ Энерго", поэтому вся ответственность лежит именно на этой организации. Случилось перенапряжение в электрической сети и выход из строя бытовой техники по следующим адресам: Буйко, 21а, Буйко, 19, Буйко, 23а, Комсомольская, 27.

— У них на трансформаторе нулевой вывод отгорел. И дома, которые с этой секции трансформатора были запитаны, попали под 380 вольт. Из-за этого погорела вся техника, — объясняет начальник ООО "АВЭЛ" Валерий Бляхер, отвечающий за всю электрику в "Эталоне-С".

В ОАО "Улан-Удэ Энерго", в свою очередь, заявляют, что "ответственность за нормальную подачу напряжения потребителям осуществляет гарантирующий поставщик, то есть "Бурятэнергосбыт".

Исполнительный директор ОАО "Улан-Удэ Энерго" Емельян Благодатский:

— Говорить о том, что сетевая компания виновата в чем-то, можно только в суде между гарантирующим поставщиком и сетевой компанией. А потребители пусть обращаются в "Бурятэнергосбыт" — к гарантирующему поставщику — и привлекают их через суд в качестве прямого ответчика. Должен отвечать тот, с кем у потребителей есть договорные отношения. У нас с потребителями никаких договорных отношений нет.

Специалисты Ростехнадзора уверяют: случай на Буйко и Комсомольской — далеко не единичный. В Улан-Удэ таких пострадавших немало.

Емельян Благодатский такую ситуацию объясняет превышением нагрузок на и без того изношенные сети:

— Изношенность сетей 82%. Нагрузка, рассчитанная на квартиру, по старым СНиПам составляет 1,2 киловатта. А если взять любую квартиру, то сейчас нагрузка превышает эти параметры в разы.

По словам Емельяна Григорьевича, по закону именно ОАО "Бурятэнергосбыт" должно возместить ущерб пострадавшим, а уже потом, если будет необходимость, будут внутренние судебные тяжбы между сетевой организацией, то есть "Улан-Удэ Энерго" и гарантирующим поставщиком — "Бурятэнергосбытом":

— Мы готовы судиться с ними. Готовы доказывать, что если и были нарушения, то у нас есть свои аргументы и вопросы, — говорит Емельян Благодатский.

"Брать на измор"

В свою очередь, представитель ОАО "Бурятэнергосбыт" 2 ноября 2009 года в интервью телеканалу "Ариг Ус" заявил о том, что они возместят все убытки, которые понес абонент за некачественную поставку электроэнергии:

— Мы, как гарантирующий поставщик, берем на себя обязательство возмещать те убытки, которые понес абонент при некачественной поставке электроэнергии. Для этого нужен обязательно судебный акт. На основе судебного акта мы возмещаем все расходы, связанные со сгоревшей техникой, с ремонтом или еще с чем-то. Можно обращаться на Сахьяновой, 5 или в Улан-Удэнское отделение на пр. 50-летия Октября, — заявила в интервью Елена Бурдуковская, коммерческий директор ОАО "Бурятэнергосбыт".

Казалось бы, вот оно, решение всех проблем. Жители в срочном порядке сделали все, как того требовало ОАО "Бурятэнергосбыт". Собрали все необходимые документы, провели экспертизу, сделали ремонт сломанной техники за свой счет и обратились в суд. Однако спустя больше трех месяцев судебных тяжб и четырех заседаний суда дело так и не сдвинулось с мертвой точки.

Татьяна Кабанова и Надежда Климова ходят в суд безрезультатно:

— "Бурятэнергосбыт" отказывается нам возмещать ущерб. До сих пор все ищут виновников случившегося, — сетует Татьяна Кабанова. — Просто обидно — сначала нам сказали: быстренько собирайте все документы, мы возместим ущерб, а сейчас от своих же слов, получается, отказываются?

Более того, как рассказывают истцы, юрист ОАО "Бурятэнергосбыт" открыто заявил им о том, что никаких денег они не увидят.

— Юрист "Бурятэнергосбыта" нам заявил, что они не собираются нам ничего платить, и если даже мы выиграем суд, он будет подавать апелляции, мол, судебные тяжбы будут тянуться без конца, и мы ничего не добьемся. Видимо, нас решили брать "на измор", что нам надоест, и мы бросим это дело? — возмущается Надежда Климова.

На просьбу прояснить ситуацию та самая Елена Бурдуковская, коммерческий директор ОАО "Бурятэнергосбыт", от лица компании пообещавшая выплатить весь ущерб, заявила корреспонденту "Номер один", что этот вопрос она "не ведет", а за всеми комментариями нужно обращаться к техническому директору.

В общем, у нас в республике призвать к ответу виновных — занятие почти нереальное. В каждой инстанции свои доводы и отговорки, каждый стремится отвести "беду" от себя. И даже обещания, данные в прямом эфире, абсолютно ничего не значат.

Метки:
baikalpress_id:  71 107