Путин заманивает людей в Бурятию

Владимир Путин раздаст по 30 соток Бурятии мигрантам

Планы правительства России по спасению Байкальского региона

На прошлой неделе была обнародована Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Владимир Путин подписал Стратегию в конце прошлого года. Его цель — не отдать Байкал и Восток китайцам. Для этого регион надо развивать, чтобы остановить демографическую катастрофу.

Мы "выпали из окна"

Как отмечают авторы документа, "за прошедшие годы сложился наиболее интенсивный по России отток населения с территории Дальнего Востока и Байкальского региона. Причем депопуляция значительно опережала среднероссийские темпы. Байкальский регион потерял 0,6 млн человек. Бурятия вообще "выпала из окна", то бишь вышла из числа "миллионников". Всюду трубят отступление. С этим надо что-то делать".

Самым необычным шагом правительства России стало обещание дать преференции в виде "однократного бесплатного предоставления земельных участков в размере до 0,3 га для индивидуального жилищного строительства".

Все последние годы главной линией в России было предоставление участков под индивидуальные дома с аукциона. Житель, допустим Улан-Удэ, должен был выложить бешеные деньги на торгах в мэрии и потом начинать снова копить на строительство дома. Отныне мы видим, как "федералы" частично (для Байкальского региона и Дальнего Востока) пошли на попятную.

30 соток — хорошая новость, но процедура получения земли пока не установлена. Практически нет сомнений, что чиновники попытаются по-своему трактовать Стратегию и максимально ограничить число получателей, выпихнув их на аукционы. Но все равно кто-нибудь из земляков да получит. Возможно, даже приедут люди из Рязани, Владимира или Пензы. По крайней мере, г-н Путин заманивает.

Между тем, Стратегия противоречива. Борьба за закрепление людей идет странно. Для жителей Байкальского региона и Востока продолжится программа снижения цен на авиа- и железнодорожные билеты. За счет субсидий из бюджета. Тоже парадоксальное дело.

Будут много ездить — совсем уедут. Элементарное здравомыслие говорит: хочешь удержать население — создай препоны в перемене мест и облегчи жизнь на старом месте. Хотелось бы, чтоб жители Бурятии получили льготы не по авиабилетам, а по оплате отопления и водоснабжения. Вот реальный способ удержать граждан от бегства.

Планов громадье

Зато на первых порах Стратегия обещает дать регионам преференции — особые условия ценовой, таможенной, тарифной, налоговой, финансово-бюджетной политики. Без них бизнесменов не заманить и о бурном развитии можно не мечтать. Возможно, будет решен вопрос о цене электричества для Бурятии и с иркутянами.

Стратегия также обещает увеличить региональную часть ряда налогов. Сегодняшняя система распределения налогов — удавка на шее регионов. Согласится ли на изменения Центр?

Но, опять же, утвержденная Путиным Стратегия поставила жирный крест на амбициях Бурятии стать транспортно-логистическим узлом чуть ли не азиатского значения.

"Аэропорты Иркутска, Хабаровска и Владивостока будут развиваться как международные узловые аэропорты, — говорится в документе. — В качестве внутрироссийских узловых аэропортов получат развитие аэропорты Улан-Удэ, Читы, Благовещенска, Якутска...".

Однако в республике создадут транспортно-логистический комплекс, но всего лишь территориального уровня. Центры национального уровня организуют в тех же Иркутске, Хабаровске и Владивостоке. Они и будут предоставлять широкий спектр услуг и разовьют интермодальные перевозки.

А вот БАМ радует. Мимо нас его уже не проложишь. Спасибо предкам. Пропускная способность БАМа в направлении портов Дальнего Востока к 2025 году должна дойти до 80—100 млн тонн. Также пройдет реконструкция трассы "Байкал" и дороги от Улан-Удэ до монгольской границы. Здесь спасибо географии, благодаря которой Бурятию тоже не объедешь. Будет Мокская ГЭС, вторая очередь ТЭЦ-2 в Улан-Удэ, увеличат мощность Гусиноозерской ГРЭС, построят новые железнодорожные ветки, на берегу Байкала намечен лагерь "Байкальский Артек" и др.

В Байкальском регионе начнется строительство Северо-Сибирской железной дороги, она, кажется, республику не затронет. К 2025 году "будет завершено формирование опорной сети всех видов транспорта в экономически освоенной южной части Дальнего Востока и Байкальского региона", твердо заверяют российские чиновники. Честно говоря, что-то долго... Не каждый доживет до указанного счастья. Будет в Бурятии и газификация.

"Федералы" предполагают, что при принятии решения об увеличении продажи электричества в КНР в республике построят какую-то Олонь-Шибирскую ГЭС. Где в Бурятии находится Олонь-Шибирь, народные массы не в курсе, но вот в Стратегии она упомянута.

Кстати, ВСГАКИ, согласно Стратегии, продолжит ковать ценные кадры для отрасли культуры и в 2025 году. ВСГАКИ — наш ответ китайской культуре. В свете "разнообразия этнического и конфессионального разнообразия состава населения Дальнего Востока и Байкальского региона" из-за миграции особое значение Москва придает поддержке национальной идентичности. Москва боится китаизации азиатской России, что вполне оправданно.

Метки:
baikalpress_id:  71 080