Водочным магазинам закрутят пробки

Государство ужесточает контроль розничной продажи алкоголя

Сразу после наступления нового года полки в алкогольных отделах некоторых магазинов могут изрядно опустеть. Но произойдет это не только из-за ажиотажного предпраздничного спроса на веселящие напитки.

Просто владельцам торговых точек придется убрать с полок всю нелегальную продукцию. В противном случае выйдет себе дороже. С 1 января 2010 года вступит в силу новый приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, согласно которому минимальная стоимость пол-литровой бутылки с крепким алкогольным напитком не может быть меньше 89 рублей. С введением такой меры торговать нелегально произведенной водкой будет не только невыгодно, но и попросту опасно. Более того, контролирующие органы намерены серьезно ужесточить контроль за розничной торговлей алкоголем, вплоть до заведения уголовных дел.

Удивительно, что такие шаги государство решило предпринять только сейчас, ведь всем понятно, что на рынке алкогольной продукции уже давно пора наводить порядок. По предварительным итогам нынешнего года, все легальные производители алкоголя отмечают падение объемов производства и продаж. Например, согласно информации Росстата, в России стали продавать водки почти на 20% меньше, чем в прошлом году! Крайне сомнительно, что россияне так резко бросили выпивать в уходящем году. Скорее случилось другое: водку легальную, произведенную с уплатой всех налогов, с соблюдением всех норм и требований, начала вытеснять водка нелегальная, которую разливали, что называется, "в третью смену". Как итог: с рынка ушла каждая пятая легально произведенная бутылка водки, а на ее место встала нелегальная. Не последнюю роль здесь сыграл финансовый кризис, когда из-за падения доходов населения в разы увеличились объемы продаж дешевой нелегально произведенной выпивки по розничной цене 55—60 рублей за пол-литровую бутылку. Но ведь все мы понимаем, что водка хорошего качества, произведенная на легальном заводе, не может стоить столько. Сегодня стоимость одной акцизной марки составляет 38 рублей. Кроме того, производитель обязан уплатить с одной бутылки 17 рублей налогов на добавленную стоимость. Итого только налогов — на 55 рублей в одной бутылке! А где расходы на спирт, зарплаты сотрудников, производственные расходы, да и прибыль надо получить? Не работает же водочный завод себе в убыток!

В каких условиях изготавливается водка по низкой цене, можно только догадываться. Одно можно сказать точно: экономя на водке, потребитель платит гораздо более высокую цену — отдает нелегалам свое здоровье.

Помимо того, нелегальные производители и продавцы алкоголя обворовывают государственную казну, а это значит, что бюджеты всех уровней недополучают деньги, которые могли бы быть направлены на выплату зарплаты и ремонт дорог, строительство жилья и покупку оборудования для больниц. Как отмечают в Федеральной налоговой службе, введение с 1 января 2010 года минимальной цены на водку создает определенный барьер для реализации продукции по цене 35—55 рублей, так как у покупателя будет четкое понимание, что водка дешевле 89 рублей произведена нелегально и может быть опасна для жизни и здоровья. Налоговики подчеркивают, что, как правило, алкогольная продукция, реализуемая по низким ценам, маркирована поддельными федеральными специальными марками, с нее не уплачиваются акциз (38,4 руб. за 0,5 л), НДС, что наносит государству ущерб.

Закрутить гайки нелегалам намерены и сотрудники милиции, и контролирующие органы.

Как сообщил Сергей Васильев, начальник отдела по контролю оборота алкогольной продукции Республиканской службы по потребительскому рынку и лицензированию, приказ о введении минимальных розничных цен на водку является лишь одной из мер, направленных на борьбу с нелегальной водкой.

"Мы регулярно проводим проверки торговых точек, но большим минусом является то, что мы обязаны уведомлять предприятия за три дня до визита. За это время владельцы торговых точек успевают подготовиться к нашему визиту. Следует ужесточить порядок проведения проверок", считает чиновник.

Помощник руководителя Территориального управления Росалкорегулирования по Сибирскому федеральному округу Алексей Добрунов отмечает, что в первую очередь в их ведомстве будут реагировать на сигналы из регионов: "Поступать они могут от граждан, предприятий или органов государственной власти. Сегодня во все администрации регионов Сибирского федерального округа направлены письма, в которых мы просим сообщать обо всех выявленных случаях занижения стоимости".

С тем, что бороться с нелегалами нужно всем миром, согласны и сами производители алкоголя. "Только повышением цены порядка не наведешь. Проблему нужно решать в комплексе. Повышение цены на полке — только первая ласточка. Посмотрите, что сейчас происходит: государство жестко оговаривает условия ответственности розничных точек за продажу алкоголя в ненормативное время, за реализацию алкоголя несовершеннолетним. В целом речь идет о другом подходе к ответственности торговой точки и ее собственников при незаконном обороте алкоголя. Раньше ответственность за эти вещи была мизерна. Но правительство меняет эту ситуацию. И главный контроль — это повышение ответственности бизнеса. Будет достаточно отзыва двух-трех лицензий у магазина на торговлю алкоголем, как порядок наведется моментально", — считает генеральный директор крупнейшего в Бурятии производителя алкогольной продукции — ОАО "Байкалфарм" Михаил Матханов.

Нужно отметить, что многие магазины, предвидя будущие проблемы с реализацией водки сомнительного происхождения, сейчас в массовом порядке отказываются от этого продукта. Они не берут ее на реализацию, понимая, что нелегальная водка по сути объявлена вне закона. И это происходит не только в Бурятии — аналогичная ситуация по всей стране.

Остается надеяться, что меры, которые предпринимает правительство страны по борьбе с нелегальным алкоголем, в этот раз действительно сработают. Комплексный подход, который демонстрирует власть, готовность правоохранительных органов жестко контролировать ситуацию и "честная игра" производителей на этом рынке — все это вкупе создает уверенность в правильности курса. А потребитель всегда выбирает тех, кто прав.

Метки:
baikalpress_id:  70 388