Кризис довел до бартера

Особую активность в бартерных услугах пока проявляют продавцы автомобилей

В Бурятии снова меняют автомобили на землю и мясо — на грампластинки

Пока государство придумывает разнообразные механизмы для поддержки бизнеса, экономический кризис вынуждает предприятия вернуться к давно забытому товарному расчету. В этой связи появились инициативные бизнесмены, оказывающие подобные услуги. В итоге в Бурятию снова пришел некогда популярный бартер. Как стало известно корреспонденту "Номер один", в Улан-Удэ начала функционировать компания, основной вид деятельности которой — бартерные сделки.

Нынешние времена напоминают дежавю, ведь буквально десять лет назад на долю бартерных сделок приходилось 50% всех продаж предприятий среднего размера и 75% продаж крупных компаний. Заработную плату работающему населению выдавали продуктами питания, которые люди вынуждены были продавать, чтобы выручить хоть какую-то наличность. За счет такого безденежного оборота многие компании и предприятия смогли выжить и продержаться на плаву в течение кризисных лет.

Экономический анахронизм в условиях тогдашнего форс-мажора казался далеким прошлым, но случился кризис. "Схему обмена товарами придумали не мы, она работает давно, — рассказывает основатель "Байкал-Бартера" Дондок Батоин. — Просто в нынешней ситуации бартерные сделки вполне в духе времени, поскольку в республике уже существует дефицит наличных денег".

По признанию инициаторов создания фирмы "Байкал-Бартер", за две недели работы на рынке Бурятии в их базе скопилось уже около 200 предложений от местных фирм, которые готовы производить бартерный расчет. Предпринимателям необходимо просто дать заявку на товар, который, по их мнению, уже считается неликвидным. Его оценят, найдут людей, заинтересованных в нем.

По словам Дондока Батоина, существуют различные схемы проведения товарных сделок. Люди предлагают обменять золото, пиломатериалы, одежду, земельные участки, квартиру, услуги и даже бизнес на что угодно, лишь бы это было взаимовыгодно. На сегодняшний день большинство бартерных инициатив идет от перекупщиков автомобилей.

— Сегодня на авторынке, расположенном на улице Приречной, есть масса людей, которые приобрели иномарку на заемные деньги, с последующей перепродажей авто, — комментирует ситуацию один из создателей бартерной компании Алексей Ханхалаев. — Но покупателей в условиях финансового кризиса не так много. Зато перегонщики кредитуются в банках, а значит, ежемесячно должны оплачивать проценты. Мы можем предложить продавцу авто весьма выгодную сделку. Один из вариантов — обменять автомобиль на земельный участок, пиломатериалы или какой-то другой ликвидный товар, который по сумме будет эквивалентен стоимости иномарки. У нас уже есть несколько примеров подобных сделок.

Среди тех, кто уже провел бартерные сделки, компания "Байкалвент", специализирующаяся на производстве вентиляционных и водосточных изделий.

— Мы участники республиканского бизнес-инкубатора, — рассказал в интервью корреспонденту "Номер один" директор компании Максим Пронькин. — В 2007 году открыли фирму по производству вентиляционных и водосточных изделий из оцинкованного листа. Два года назад в республике наблюдался строительный бум, и поэтому наша продукция была востребована. Сейчас в этой отрасли наблюдаются некоторые трудности, а запасы изделий необходимо реализовать. Нам необходимо было приобрести окна из пластикового профиля. Нам нашли фирму в Иркутске. Сотрудничество бартером оказалось взаимовыгодным: мы поставили свою продукцию, они нам — свою. С присутствием бартера согласна и президент региональной общественной организации участников президентской программы "Союз менеджеров" Людмила Лумбунова.

— Финансовый кризис коснулся сегодня и развлекательных заведений Улан-Удэ, — констатирует Людмила Дамбадугаровна. — Залы в ресторанах, кафе, боулинг-центрах заметно опустели. Между тем, закрыть свой бизнес — значит уволить работников, забыть о прибыли. У некоторых развлекательных центров сегодня нет свободных средств, чтобы произвести ремонт и как-то обновить интерьер, чтобы привлечь новых клиентов. Но в нынешних условиях — по бартеру — в заведении производится ремонт, а развлекательный центр, в свою очередь, предлагает на эту сумму свои услуги.

Представители компании "Байкал-Бартер" признаются, что для сделок иногда предлагают весьма неожиданный товар. Так, например, недавно к ним поступила заявка от жителя Улан-Удэ, который выставил на бартерную сделку ди-джейский пульт в обмен на мясо. Видимо, "крутить" на дискотеках виниловые пластинки уже не так выгодно, а кушать, как известно, хочется всегда.

Другая предпринимательница предложила обменять 1000 тюбиков помады и дамские сумочки. Пока неизвестно, на что удастся обменять этот товар и вообще пригодится ли он кому-то. Есть даже прецеденты, когда предприниматели обмениваются бизнесом. У кого-то не получается содержать кафе, а кто-то перестал получать прибыль от кинотеатра. "Махнуться" бизнесом в этом случае тоже вполне реально.

Остается добавить, что существование бартера возможно лишь в условиях кризисных, поэтому явление это сугубо временное. Но на сегодняшний день, с одной стороны, у бизнеса появляются дополнительные возможности для расчетов. С другой, на фоне массового увольнения "белых воротничков" создание бизнес-структуры с рабочими местами весьма похвально.

Метки:
baikalpress_id:  69 821