"Байкальская гавань" — средство против кризиса

"Глобальное потепление сыграет нам на руку. Весь снег в Куршавеле сойдет, и все, кто катался там, потянутся на гору Бычью",— обрисовывал перспективы бурятской турзоны Анатолий Квашнин (слева) руководителю Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Андрею Алпатову (справа)

В Улан-Удэ под председательством Анатолия Квашнина прошло расширенное совещание по развитию особых экономических зон

Совещание подобного масштаба, на который съехались весь аппарат полпреда и губернаторы четырех областей Сибири, а также руководство Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, стало одним из крупных и значимых событий в политической жизни Бурятии.

Из кризиса — в новом качестве

— Для нас высокая честь — принимать правительственную делегацию со всей Сибири, — отметил Вячеслав Наговицын в начале совещания.

Во время выступления президента Бурятии на слайдах были продемонстрированы проекты освоения пяти участков турзоны "Байкальская гавань".

— Несмотря на кризис, инвесторы, у которых есть на руках свободные деньги, с удовольствием и большим пониманием готовы построить курортную зону именно сейчас и получить колоссальный инвестиционный эффект в будущем. Таким образом выйти из кризиса уже в другом качестве, — подчеркнул Вячеслав Наговицын.

Стоит отметить, что ранее утвержденные бюджетные средства на строительство турзоны сокращены на 1,5 млрд руб. Помимо этого, для развития турзоны необходимо изменение федерального законодательства, а именно печально знаменитого 643-го постановления. А также внесение корректировки в закон об озере Байкал. Документально все изменения уже подготовлены, в ближайшее время будут рассмотрены. Суть изменений сводится, например, к тому, что на территории туристической зоны, входящей в центральную экологическую зону Байкала, необходимо разрешить рубку деревьев. Если на горе Бычьей, которая предназначена для горнолыжного курорта, не будет преодолена норма закона о защите Байкала, ни одного горнолыжного спуска построить будет невозможно.

Нужно готовить кадры

Туристско-рекреационная зона в Бурятии, по словам Андрея Алпатова, руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, сейчас находится в высшей степени готовности. Уже поставили план — в мае-июне начать строительство 23 объектов инженерной инфраструктуры (энергетика, подвод воды и канализации). За два года вся инфраструктура должна быть построена, чтобы обеспечить резидентов необходимыми условиями. На сегодня в турзоне "Байкальская гавань" уже зарегистрировано три резидента с объемом инвестиций 3,5 млрд руб. Первая основная задача для турзоны — строительство инфраструктуры — решена. Теперь стоит вторая, не менее важная, — найти кадры и, самое главное, — закрепить их на местах. И это серьезная проблема. Для того чтобы только обеспечить жильем персонал, требуется построить огромное количество квартир.

Но, как говорит Анатолий Квашнин, помимо этого необходимо обучать персонал сервису, который бы соответствовал международным стандартам.

— При нашем ненавязчивом российско-советском сервисе мы даже на аркане никого сюда не затянем, кроме российских туристов. Профессиональная подготовка кадров — это сверхважно, на это потребуется не один год и даже не пять лет. В этом деле нужны традиции, — считает полпред.

Так как строительство особых экономических зон для России — дело относительно новое (раньше этим не занимались), необходимо пересмотреть и перестроить всю сегодняшнюю финансово-экономическую систему, считает полпред Анатолий Квашнин.

Мультипликативный эффект

— Без высоких технологий, без радикального пересмотра финансово-экономической системы построить зоны будет невозможно. Мы на порядок ниже стоим по сравнению с западными странами. Производительность труда низкая, технологическое оборудование отсталое, формы и методы добычи сырья, мягко говоря, тоже отстали, — отмечал в своем выступлении Анатолий Квашнин.

Одна из главных задача сейчас — научиться осуществлять глубокую переработку сырья, вплоть до готовой продукции. Для того чтобы обеспечить строительство и работу зон собственными ресурсами, а не покупать и завозить необходимое оборудование, продовольствие и т.д. с запада. Иначе весь смысл в создании особых экономических зон попросту теряется. Так как создание этих зон в первую очередь призвано для того, чтобы запустить механизм мультипликативного эффекта и поднять экономику страны за счет собственного производства и глубокой переработки сырья.

— Сегодняшнее положение дел надо поправлять, иначе на внешнем рынке с нашей продукцией продвигаться будет затруднительно. Конкурентоспособность на данный момент недостаточная. Из-за того, что в "лихие" 90-е годы мы широко открыли свои границы, весь внутренний рынок отдали западным, внешним производителям. По цене и качеству продукция которых не имела никакой конкуренции с российскими товарами. Сейчас необходимо снова завоевывать свой внутренний рынок, причем с единственным главным принципом: цена и качество. Лучше — можно, хуже — нельзя! — подчеркнул полпред.

Как отметил по завершении проведенного совещания Анатолий Квашнин, оно прошло в активном режиме. Если на прошедших только говорилось о создании и подходах и в то же время что-то делалось, четкая реальная стратегия не вырисовывалась. Сейчас же реально выяснилось стартовое начало практической реализации особых экономических зон. На некоторых объектах этих зон в соседних субъектах уже есть практические результаты, как экономического характера, так и туристско-рекреационного.

Первые плоды

Несмотря на то, что турзона в Бурятии пока находится на этапе проектирования и строительства инфраструктуры, первые результаты уже есть. А именно: Байкал начал работать на имидж Бурятии. Все, что в последнее время успешно претворялось, связано с туризмом, который был взят за основу развития республики. В идеале туризм должен послужить спусковым крючком, после которого Бурятия наконец-то избавится от ярлыка депрессивного региона.

— Первый эффект от этого мы уже ощутили, а именно — открытие международного пункта пропуска в аэропорту "Байкал". Этого невозможно было бы сделать, если бы не туристско-рекреационная зона. По действующим документам он не должен быть здесь, — отметил президент Вячеслав Наговицын.

Помимо всего прочего, дороги к самым живописным местам Байкала продолжают строиться. Дорога до Горячинска уже сделана и можно туда проехать по асфальту. Весь этот "медвежий угол" со временем начнет активно работать.

— Особая экономическая зона — локомотив, который должен запустить экономику республики. В инфраструктуру, которая потянется к ОЭЗ, мы можем нанизать все — сельское хозяйство, недропользование, малый бизнес поднять и т.д. Не дай бог в условиях кризиса остановить весь процесс и заморозить этот "локомотив". Поэтому в первую очередь необходимо сохранить финансирование туристско-рекреационной зоны в прежнем объеме, — подвел итоги совещания президент Вячеслав Наговицын.

Метки:
baikalpress_id:  69 681