Индульгенция для "бывших"

Бывшее руководство Минсоцзащиты загнало бюджет Бурятии в долг, но нынешнее доблестно разрешило ситуацию

Министерство социальной защиты героически справилось с тяжелым наследием прежнего министра, но ворошить прошлое не хочет

Информация в "Номер один" недельной давности о нарушениях, выявленных правоохранительными органами и Счетной палатой в работе министерства социальной защиты, вызвала бурю эмоций в упомянутом министерстве. Руководство министерства сообщило "Номер один", что обнаружение "мертвых душ" в списках — это заслуга самого ведомства, проведшего внутреннюю проверку. Кроме того, руководители министерства открыто прокомментировали другие, не менее драматичные, события, происходившие совсем недавно в этой сфере.

Чистка хвостов

Напомним, что, по результатам проверок правоохранительных органов и контролирующих госструктур, в работе минсоцзащиты республики в 2006—2007 годах были обнаружены многочисленные нарушения. В частности, дело касалось субсидий, выдаваемых ветеранам, инвалидам, детям-инвалидам. В очереди на получение субсидий обнаружены граждане, стоящие там по два раза. Помимо этого неприятного факта, субсидии выдавались на покупку жилья по не существующим в природе адресам. А в феврале 2009 года было возбуждено дело в отношении гражданина, который трудился в "отделе по работе с населением" и, по версии правоохранительных органов, незаконно получил субсидию на 230 тысяч рублей. Ему инкриминируется мошенничество.

Министр труда и социального развития Бурятии Наталья Хамаганова выразила несогласие с фактами, изложенными в нашей публикации. Она пояснила "Номер один", что это само министерство, после прихода ее на должность в августе 2007 года, провело внутреннюю проверку и выявило факты нарушений. Само же министерство сообщило о выявившихся фактах в правоохранительные структуры. А упомянутый нами человек, на которого заведено уголовное дело, в министерстве не работает с 2007 года.

Безусловно, собственные попытки разобраться, что происходило в ведомстве в 2006-07 годах, делают честь руководству министерства. Равно как и скромность: видимо, из-за нее общественности в то время не стали сообщать о событиях, происходящих в ведомстве. В результате та самая общественность, в том числе и журналисты, узнают о происходящем из других источников, которые плодотворную работу по чистке хвостов минсоцзащиты не отобразили, ограничившись лишь фактами нарушений. Впрочем, "сор из избы", возможно, не стали выносить совершенно по другой причине.

Финансовый тупик

Как оказалось, в то же самое время (2007—08 годы), к которому относятся описанные нами нарушения, республиканская власть чуть ли не в полном составе старалась выйти из локального финансового и социального тупика. Связан который был опять же с "улучшениями жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" в Бурятии.

Дело в том, что полномочия по улучшению жилья лежат на федеральном центре и Бурятии в долях "70 на 30". Москва выделяет деньги, республиканский бюджет докладывает свою часть. Из этого и складывается субсидия на жилье. Людям выдается "свидетельство" на получение субсидии, которое служит основанием для оформления сделок с недвижимостью. После оформления сделки конкретному человеку государство возмещает потраченные деньги — таким образом субсидия срабатывает.

В 2006 году федеральным бюджетом в рамках этой схемы Бурятии было выделено чуть более тридцати миллионов рублей. Но далее произошли до сих пор малопонятные вещи. Минсоцзащиты в том же году выдает на руки людям свидетельств на получение субсидий аж на 111,7 миллиона рублей. Бурятия встала перед необходимостью изыскивать дополнительно 78,7 миллиона рублей из своего бюджета. Причем такой суммы в республиканском бюджете не было. Федеральный центр отказал республике: "вы раздавали, вы и решайте проблему". Таким образом, на руках у граждан появились документы, не обеспеченные деньгами. Более того, большое количество ветеранов и инвалидов уже оформили сделки, купили квартиры. Денег же в бюджете для возмещения этих покупок не было.

"Была некоторая паника"

Министр социальной защиты Наталья Хамаганова прокомментировала те события так: "Была некоторая паника. Люди идут, на крыльце толпа, а денег-то нет. Деньги поступили из Москвы только в запланированном объеме. Продавцы, которые продали квартиры, требовали денег или расторжения сделки. Они не могли ждать. А человек купил квартиру, которую ждал 30 лет, и он должен расторгнуть сделку и вернуться в свое старое жилье".

Всего, по словам министра, ветераны и инвалиды успели приобрести себе квартир на 29 миллионов рублей сверх заложенного в бюджете. Денег на выплату им субсидий уже не было. Еще у нескольких сотен граждан были на руках "свидетельства на получение субсидии", по которым они могли заключать сделки и далее загонять власть в долги. Можно предполагать, что ситуация была критической и грозила социальным взрывом.

Тогда новый министр Наталья Хамаганова предложила свой вариант разрешения проблемы.

— Я написала письма Иннокентию Егорову и президенту, в которых объяснила ситуацию, — объяснила министр. — На сессии Народного Хурала в октябре 2007 года были внесены изменения в закон о бюджете, и только после этого деньги начали выдавать людям. Но мы оплачивали долю федеральной власти за счет республиканского бюджета. Тогда летом 2008 года был принят закон, который узаконивал эти цифры.

Здесь необходимы пояснения. Получается, что из бюджета Бурятии на покрытие "вольностей" с выдачей свидетельств были дополнительно выделены десятки миллионов незапланированных рублей. Следовательно, налогоплательщики расплатились за незаконную доброту бывшего руководства министерства. Кроме того, исправления нелицеприятных действий прежнего руководства минсоцзащиты потребовали крайне нестандартных правовых решений. В полном составе нынешняя власть Бурятии поучаствовала в принятии нормативных актов "задним числом". Сначала раздали "свидетельства", потом из бюджета Бурятии решением Народного Хурала срочно заткнули финансовую дыру, далее приняли по этому поводу полновесный закон.

Социальный взрыв удалось предотвратить

Причем официальная причина появления Закона "О внесении изменений в статью 4 Закона "О дополнительных мерах по улучшению жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" совсем другая. В пояснительной записке к проекту закона за подписью руководства минсоцзащиты говорится: "В связи с резким повышением цен на недвижимость в 2007 году сумма обязательств по свидетельствам увеличилась". Такую макроэкономическую причину приняли во внимание, зато совершенно спрятали от лишних глаз основную и реальную, а именно — действия прежнего руководства министерства.

Чем руководствовалось оно при выдаче сотен лишних свидетельств на миллионы рублей, остается полной загадкой. Поскольку действующий министр Наталья Хамаганова заявила "Номер один" категорично: "Я не могу ответить на этот вопрос, потому что я их не выдавала. Я эти полномочия не выполняла, у меня было другое направление в работе. Как я могу отвечать за действия, которые выполняли другие работники министерства?"

По нашей информации, решение о выдаче свидетельств на субсидии принимали прежние замминистра Илья Мошкин и министр Вячеслав Хингелов (на 78 миллионов рублей из бюджета Бурятии).

И вообще, по мнению Натальи Хамагановой, главное в этой истории то, что нынешний минсоцзащиты сделало все возможное и не допустило социального взрыва. На сегодняшний день ведь ветераны и инвалиды покупают квартиры и получают субсидии в спокойной обстановке. Более того, федеральный центр позднее, в 2008 году, дал Бурятии 80 миллионов рублей на эти цели, значительно перекрыв финансовую дыру, из-за которой и кипели страсти.

"Византийская логика"

Собственно, никто не ставит под сомнение заслуги нынешнего руководства министерства в урегулировании ситуации. Его действиями удалось избежать совсем печальных событий вплоть до акций протеста ветеранов и инвалидов. Вероятно поэтому в комментарии "Номер один" Наталья Хамаганова порекомендовала: "Поезд уехал, не надо ворошить, зачем смаковать?"

Никто и не смакует. Никто никого не обвиняет в коррупции. Речь идет о способах принятия решений минсоцзащиты Бурятии. С одной стороны, чиновники дали возможность людям спокойно получить положенные по закону квартиры, и это замечательно. Но, с другой, теми же решениями министерство и Народный Хурал фактически легализовали практику принятия актов "задним числом" и вообще дали правовую индульгенцию бывшим чиновникам за их весьма сомнительные действия. При этом степень прозрачности при принятии решений весьма удручает. У принятия поправок к закону о субсидиях существовали скрытые мотивы, но официально выдавалась иная, более удобная причина — изменение цен на недвижимость. "Византийская логика": говоришь одно, подразумеваешь совершенно другое. На этом достаточно красноречивом примере механизм принятия решений виден отчетливо.

Метки:
baikalpress_id:  69 679