Аукциону — да?

Как сотрудничать с фирмами-посредниками

Сегодня мы откроем секреты аукционных фирм, чтобы читатели "Номер один" лучше ориентировались в "подводных течениях" торговли автосеконд-хэндом и знали, на что обращать внимание при покупке машины через одну из наших многочисленных аукционных компаний.

Итак, вообще смысл (читай выгода) обращаться в аукционные фирмы (АФ) есть лишь в том случае, если желаемый автомобиль не из разряда совсем дешевых. Машину стоимостью 200—300 тысяч рублей стоит поискать на рынке — у аукционщиков она будет стоить совсем других денег.

Причина проста: АФ практикуют цивилизованные способы доставки четырехколесного товара, например, сеткой, а это намного дороже, чем гнать машину своим ходом или тащить ее другим автомобилем на жесткой сцепке (в первом случае гробится ходовая часть, во втором — АКПП обеих машин — прим. авт.).

Кроме того, на рынке значительная часть машин — это также купленные на аукционе дешевые восстановленные экземпляры (оценка R или 0), которые прошли мощную предпродажную подготовку и обрели этакое "сияние молодости".

Надежность таких машин не подлежит сомнению в случае ремонта в Японии, с соблюдением всех технологий, а вот разбитый автомобиль, который восстанавливали во Владивостоке или даже на корабле, "долго и счастливо" жить не сможет. Попадаются и машины, которые были биты по дороге, там же в пути по дешевке отремонтированы и под видом беспробежных выставлены на продажу. Впрочем, следы этого ремонта специалисту найти несложно...

Покупка на аукционе гарантирует, во-первых, прозрачность биографии машины (имеется сервисная книжка с указанием всех ТО и ремонтов), во-вторых, соответствие машины ее оценке.

Но не все так безоблачно! Оценка дается кузову, салону и всего лишь общему состоянию автомобиля (например, 4 — это хорошее техсостояние, "А" — идеальный кузов или салон). Никакой конкретной гарантии того, что идеален двигатель или в порядке ходовка, никто дать не может. Что касается кузова, то о целостности его лакокрасочного покрытия будущий российский покупатель будет извещен с точностью до царапинки, ведь все повреждения дотошно указываются в аукционном листе.

Мелкие коцки, выгоревшая краска, царапинки и сколы — это неизбежно и нормально, это обычные следы эксплуатации, ведь и Япония — не стерильная лаборатория! Идеально кузов выглядит только после полной покраски, которая скрывает кузовной ремонт, так что мелким коцкам надо даже радоваться: значит, не было больших вмятин и суровых ударов.

К сожалению, мало кто это понимает, народ остается недоволен внешним видом своей машины — ведь для меня, покупателя, она новая, значит и должна выглядеть безупречно! На рынке машины именно так и выглядят, ведь их полируют и "вылизывают". Аукционные машины приходят непосредственно в том виде, в котором их сдал на продажу японец. Так что полировка и мелкий кузовной ремонт — это то, к чему следует быть готовым.

Еще одним недостатком покупки автомобиля через аукцион является относительность оценки, поскольку ею в Японии занимаются разные фирмы, и шкала у них заметно различается. Один и тот же экземпляр в разных фирмах мог бы получить оценки от 3,5 до 4,5! Поэтому стоит изучить статистику, причем самостоятельно: менеджеры в фирмах не всегда знают все тонкости!

Редкий менеджер в курсе, на каком аукционе как оценивают, владение всеми нюансами — это высший пилотаж, и таких асов стоит поискать. Водятся они в крупных, давно работающих компаниях. Фирмочки, не имеющие солидного опыта, который приходит со стажем, не могут владеть всей информацией и потому не дадут подробную консультацию.

Да и менеджеры там обычно соответствующие — юные девицы, не отличающие "Калдину" от "Короллы", рессору от торсиона, куда уж им знать, какой аукцион предпочтительнее! Они только заучили знаки в аукционном листе, потому дополнительные вопросы, которые рождаются у клиента, поставят непрофессионала в тупик.

Совет: придя в фирму, проведите тест самого сотрудника, задавайте вопросы, и по ответам вы получите неплохое представление о компетентности менеджера. Спросите, как происходит покупка автомобиля, из чего складывается его конечная стоимость — вам обязаны предоставить подробную, до копеечки, смету.

Кстати, итоговая сумма может оказаться ниже, а может превысить указанную в договоре ориентировочную цену совсем чуть-чуть — на тысячу-две-пять рублей из-за колебаний курса иены или из-за очередного повышения тарифа таможни. Еще таможня может задержать машину на стоянке, и оплачивать это пребывание придется самому клиенту — но это уже форс-мажор. Итак, очень важно выбрать хорошую фирму, ведь вы доверите ей свои немалые деньги.

Крупные компании с большим оборотом интересны еще и потому, что они возят машины партиями и избавлены от проблем с набором сетки — а значит, и ожидания на одном из этапов доставки. Сроки вообще выдерживаются далеко не всегда и обычно по вине непредсказуемой таможни. Средний срок — полтора-два месяца с момента покупки.

Так что запаситесь терпением, во время ожидания не трясите свою фирму — все, что от сотрудников зависит, они сделают и так. Они зантересованы в быстрейшем привозе машины и получении гонорара. Минус больших фирм — это издержки, которые состоят в том числе и из расходов на рекламу. Поэтому нужно поинтересоваться комиссией, которую берет АФ.

Размер либо фиксированный (около 30 000 рублей), либо это процент от стоимости машины (10% при цене автомобиля от 300 000 руб.). Помимо расходов собственно на доставку товара и содержание фирмы, в комиссию включена и некоторая сумма на покрытие нечастых непредвиденных случаев, например, повреждения автомобиля в дороге или воровства в пути. Еще совет: не гонитесь за шикарной комплектацией, ее и искать долго, и стоит навороченная машина дорого.

Да, если вы заказали машину на литье, вы именно ее и получите. Но она обойдется дороже на сумму, в которую вам встала бы покупка алюминиевых дисков здесь (или выше). Точно так же и с другими опциями типа телевизора. Имеет смысл гнаться за теми наворотами, которые здесь не поставишь (климат-контроль, например). Нет смысла в навигации, которая у нас не работает. Советуем поинтересоваться, происходит ли осмотр машины перед аукционом. Если вас заверят, что обязательно и подробно, то это обман: машин так много, что осмотреть каждую по времени нереально, да и на стоянке автомобили стоят так плотно, что осмотр провести невозможно.

Поинтересуйтесь, кто отвечает за состояние машины. Это скользкий вопрос, поскольку аукционщики заключают агентский договор, который не особо защищает права клиента. По сути именно вы, клиент, покупаете машину в Японии, аукционная фирма — это третье лицо, которое осуществляет процесс доставки на всех этапах и помогает в проведении сделки. Однако крупные и уважающие себя АФ (в Улан-Удэ они есть) имеют специальных людей, которые осматривают автомобили после покупки на аукционе.

Такие фирмы дают гарантию в 10—20 тыс. км на агрегаты (мотор, трансмиссия). Поинтересуйтесь этим нюансом. К примеру, если вы купите машину с оценкой "4", а у нее окажется несправным двигатель или КПП, аукционщики вернут вам все ваши деньги. Еще проследите, чтобы в договоре был пункт, гарантирующий возмещение агентом повреждений, который автомобиль может получить в ходе доставки.

Кстати, расторгнуть договор со своим агентом вы можете лишь до покупки машины на аукционе — и некоторые фирмы даже вернут вам предоплату, которая составляет либо фиксированную сумму (от 15 000 рублей), либо 10% от стоимости машины. Второе неудобно при покупке в кредит, который берется в банке под определенную аукционную машину.

Оплата автомобиля обычно происходит в три этапа: при заключении договора вносится первоначальный взнос, при покупке на аукционе — полная стоимость машины и все расходы по Японии, и, наконец, происходит окончательный расчет при приходе машины во Владивосток и растаможивании. Возможна полная разовая оплата машины при получении ее на руки — но в этом случае вы потеряете 10—20% от ее стоимости.

Спросите у своих агентов: можно ли встретить машину на станции железной дороги — так вы увидите автомобиль в том состоянии, в котором он действительно находился. Сверьте состояние машины с аукционным листом. Что касается этого важного документа, то его переводят с японского, увы, единицы — остальные лишь дают расшифровку значков типа PS (ГУР), PW (электростеклоподъемники). А насколько важен перевод, судите сами.

Только он дает такие тонкости объяснения, почему салон получил низкую оценку "С". Ведь "С" присуждают и когда сиденья прожжены сигаретами или их погрызла японская собака, и когда сиденья всего лишь испачканы собачьей шерстью или на панели легкоудаляемые следы от наклеек. Чувствуете разницу? Некоторые фирмы считают необходимым почистить салон, надеть целлофановые чехлы и постелить бумажные коврики (тем самым "С" частенько превращается в "А"). Жаль, что таможенники все это загадят (таков уж российский менталитет).

Поэтому если вы вызвались встречать свою "новую" машину в Тальцах, готовьтесь к тому, что это только для вас она новая. Отнеситесь спокойно к тому, что на свидание ваша ласточка явится не в самом лучшем виде. Морально приготовьтесь к тому, что лицезрение царапин и дефектов кузова воочию — это совсем не то, что перечисление их в аукционном листе. Машины в сетке пачкаются, пылятся, вид имеют далеко не сияющий, и впечатление может быть далеко не радужным.

Учтите еще обстоятельство, что во время скитаний садится или совсем умирает аккумулятор, а в баке нет топлива. Везите на встречу канистру с бензином или соляркой и АКБ. Затем вы займетесь заменой масел и жидкостей, как и после покупки на рынке — все то же самое, хотя имидж у аукционных машин традиционно выше, но это лишь имидж, техническая начинка та же самая — бывший в употреблении железный организм. Впрочем, даже новые машины у дилеров могут иметь недостатки: они тоже не застрахованы от таких же транспортных повреждений, аккумуляторы садятся точно так же, а при перегоне машины со станции в салон может случиться всякое.

Автор искренне желает аукционщикам удачи в их нелегком труде, а покупателям — терпения и понимания.

Метки:
baikalpress_id:  68 498