Рождение легенды

Жаргал Лодоев, актер театра "Ульгэр", о победе узнал первым от любимой жены

Театр "Ульгэр" в третий раз получил престижную "Золотую маску"

На суд конкурсного жюри и зрителей театр представил спектакль "Небесный аргамак", созданный на основе бурятских и монгольских легенд и посвященный появлению морин-хуура. В итоге режиссер театра Туяна Бадагаева была признана "Лучшим режиссером", а Оксана Лодоева — "Лучшей актрисой". 17 апреля, ни свет ни заря наш корреспондент Екатерина Хыртыгеева встречала счастливых победителей в аэропорту.

07:20. Аэропорт. Транспаранты с поздравлениями растянуты. Фужеры для шампанского наготове. Друзья, коллеги, родственники, а вместе с ними журналисты вглядываются в окна. Все взволнованы и ждут появления главных героев, которые, наконец, появившись, с радостными возгласами кинулись в объятия родных и близких.

Туяна Бадагаева: "Я счастлива, наверное, оттого, что очередная работа театра "Ульгэр" была оценена по достоинству. Я благодарю весь коллектив, который работал над этим спектаклем, актеров, которые достойно сражались в Москве за "Золотую маску". Когда я выходила на сцену, мне хотелось плакать, оттого что есть наивысший театральный олимп, где могут внимательно присмотреться к работе и оценить ее по достоинству. Я была горда за Россию, за Бурятию, за ту школу, которую дала моя родина, где я приобрела опыт".

Посреди всеобщего радостного шума стоял мужчина. В кепке. С весьма интеллигентным лицом. Создавалось впечатление, что победы театра для него — это нечто само собой разумеющееся. Ведь главную победу он уже получил — два года назад, когда был создан сценарий "Небесного аргамака". Он — Павел Павлов, автор спектакля-героя.

Павел Павлов: "Премьера "Небесного аргамака" была в 2006 году. Идея зрела ночами, в результате долгих размышлений. Надо было сделать хороший спектакль для монгольского театрального фестиваля. Спектакль должен был быть в интересной форме, посвященный морин-хууру. Мы провели большую работу над материалом, изучали легенды. Может быть, поэтому к срокам монгольского фестиваля не успели. Зато показали его на фестивале "Путь кочевника". И сейчас на "Золотой маске". Нет, спектакль не о создании морин-хуура. "Небесный аргамак" — это заявка на создание легенды о появлении морин-хуура. Вообще этот спектакль о многом, в нем отражены многие философские темы".

Несмотря на то, что вставать рано утром, тем более в 5:30, для меня противоестественно, я уже не чувствовала сонливости. Радость победителей и их друзей заполнила все пространство вокруг. Оставалось только слушать искреннюю историю о произошедшем и предвкушать показ спектакля, который состоится очень скоро на Верхней Березовке.

Туяна Бадагаева: "Мы соперничали с тремя театрами кукол: Большим театром кукол, театром "Домини", которому в этом году исполняется 90 лет и который ни разу не получал "Золотой маски", и театром кукол из Екатеринбурга. Основным нашим соперником был театр "Домини". Мы сражались с ним в номинации "Лучший спектакль".

Нам пришлось уступить, потому что наш театр молодой и не такой знаменитый, как "Домини". Причем, режиссером, которого пригласили в этот театр для постановки спектакля "Журавлиные перья японской сказки", был мой лучший ученик Борис Константинов. Когда-то он учился здесь, потом мы его отправили на учебу в Санкт-Петербург. Он окончил университет, и вот что получилось.

В своей номинации — за лучшую режиссерскую работу — я обошла его. Но "Лучший спектакль" ушел к "Домини". В номинации "Лучший художник" победила девочка из Большого театра кукол. Она второй год берет призы. На этот раз за спектакль "Маленький принц". Я думаю, мы победили благодаря своему творчеству, благодаря тому, что объединились усилия всех работников театра. Очень важно в театре кукол, как решит художник, в каком стиле, ключе, манере сыграют актеры, как запоет душевная струна. Иногда нам так легко играть, а иногда мы как будто пробираемся сквозь толстый воздух.

Солнце уже ласкало лучами город. Было свежо и немного ветрено. Друзья и родственники вспоминали, кто первым узнал о победе.

Жаргал Лодоев, актер театра "Ульгэр", в свое время получивший "Золотую маску" как "Лучший актер": "Я — супруг Оксаны Лодоевой, которая стала "Лучшей актрисой", и поэтому о победе узнал первым от своей любимой жены. Это было в пять утра. Я вообще не спал. Ждал результата. И был очень рад тому, каким он был. Конечно, хотелось бы побольше "Золотых масок". Но одна "Маска" — это тоже очень и очень хорошо.

Глаза миниатюрной девушки светились тихой радостью, а с губ не сходила улыбка.

Оксана Лодоева: "Есть драматические актеры, которые играют живым планом. А есть актеры, которые должны прожить с куклой ее жизнь так, чтобы зрители поверили. Это самое трудное в нашем искусстве. Поэтому я думаю, что работа актера кукольного театра сложнее вдвойне. Тем более, мы играли как с куклами, так и в живом плане. Моя героиня была вторым помощником Хубурхэн — матери-богини.

Мой партнер играл первого помощника Хубурхэн. Сама Хубурхэн. И еще нечистая сила, которую представляла лиса. Конечно же, главный герой — Небесный аргамак. Моя героиня — обычная девушка со своими недостатками, как и бывает в жизни. Иногда мы ненавидим. Иногда завидуем. Иногда поступаем неправильно. Точно так же поступала моя героиня — я любила, ненавидела, завидовала. И я поступила очень плохо. Я погубила Небесного аргамака.

Но, в конце концов, как любая женщина, я родила ребенка. Таким прекрасным событием завершается наш спектакль. Спектакль создан по мотивам разных восточных легенд. Когда умирает Небесный аргамак и Хубурхэн наказывает нас, она велит юноше, моему мужу, собрать кости и сделать из них инструмент. А из конских волос он сделал струны. Их звучание — звучание морин-хуура — дает жизнь на земле. Этот инструмент будет другом человека всю жизнь.

Красивая награда в виде необычно украшенной маски лежала в тяжелой, обитой красным бархатом шкатулке. Приятная тяжесть напоминала о том, как иногда нелегко приходилось в борьбе за награду, за зрителя. Когда мы приехали, о нас уже говорили. У нас ведь спектакль необычный — ландшафтный. Наш театр поставил эксперимент.

Кабинетный спектакль мы вынесли на природу. А живая природа требует других чувств. Здесь нужно по-другому играть, воздействовать на зрителя. В первый раз мы играли в восемь часов, на фоне ночного неба, при звездах. Виднелся только свет фонарей. И представляете, как все выглядело неубедительно! Нам было очень тяжело играть. Причем, было воскресенье, зрителей в парке много. И много было посторонних зрителей, которые, не приобретая билетов, сидели аж до самого забора в 5—6 рядов.

Им было лет по 14—16. Они комментировали наш спектакль, смеялись чуть ли не над каждым движением наших кукол. Играть было тяжело. Но они не ушли. И я посчитала, что это наша победа. Было бы хуже, если бы мы прекратили играть и выразили свое недовольство. Мы доиграли до конца. Зато на следующий день у нас был свой зритель — зритель "Золотой маски". И второй спектакль в десять вечера мы играли полетно, в нас пела каждая струнка.

Мы чувствовали, что земля и небо — все отзывается и все поддерживает нас. Мы получили приглашение на Международный кукольный фестиваль, который состоится в Москве с 15 по 20 июля, где соберутся лучшие коллективы мира. Придется и там держать бой".

Метки:
baikalpress_id:  68 075