В улан-удэнские автобусы приходит ГЛОНАСС

Александр Козлов: "Муниципальный транспорт будет развиваться"

Улан-Удэ имеет огромный парк автотранспорта, предназначенного для перевозки пассажиров. По последним данным, в столице Бурятии насчитывается 300 автобусов, 2000 маршрутных такси и 67 трамвайных вагонов. Из них на дороги города ежедневно выходит полторы тысячи единиц транспорта, которые работают более чем на семидесяти автобусных маршрутах, а также на четырех трамвайных. Самое главное достижение последнего времени — это, конечно, открытие путепровода, что связал 40-й и 20 "а" кварталы. Для пассажирского транспорта это позволило закольцевать трамвайные маршруты. Интервал движения трамваев по новым маршрутам — 7 минут.

По просьбам граждан

Ежегодно в Улан-Удэ обслуживается сто миллионов (!) пассажиров. Пассажироперевозки — как погода. Они всегда интересуют горожан и гостей города, т.к. люди пользуются услугами маршруток и трамваев каждый день. От того, как хорошо работает эта система перевозки пассажиров, зависит нормальная жизнь Улан-Удэ.

С 25 октября в городе был запущен новый автобусный маршрут 34. Он курсирует между аэропортом и площадью Советов. Это экспресс-маршрут, остановок у него мало: кроме конечных, только "поселок Солдатский" и "КПП".

По словам заместителя мэра г. Улан-Удэ Александра Козлова, маршрут был введен по многочисленным просьбам жителей Левобережья. Мэрия отозвалась на пожелания жителей. Напомним, что ранее по просьбам жителей Железнодорожного района, работников ЛВРЗ было возобновлено движение трамвая 5, который прекратил работу после открытия путепровода.

"В часы пик была проблема у жителей поселка аэропорта. Они и жители Сокола обратились к нам, написали письмо и сами указали, когда им нужен автобус. Мы переговорили с жителями поселка и буквально точка в точку выполнили их желание. Они рекомендовали, чтобы запустили автобусы большой вместимости. Теперь автобусы маршрута 34 делают три рейса от аэропорт утром — в 7:30, 8:00 и 8:30. Вечером с площади Советов автобусы уходят в сторону аэропорта в 18:00, 18:30 и 19:00. Автобусы забирают пассажиров, которые не могут сесть на промежуточные маршрутки", — говорит Александр Козлов.

Для усиления транспортного обслуживания Левобережья городские власти в часы пик запустили дополнительные муниципальные автобусы в п. Исток и Тулунжу.

Девятого ноября откроется новый мост через Степную протоку. Он обеспечит быстрое бессветофорное сообщением с Левым берегом Селенги. Решен вопрос по маршруту 42 на Стеклозавод. Здесь тоже добавили один муниципальный автобус.

100 пойдет до Дивизионной!

Давний вопрос — открытие движения автобусов на в поселок стеклозавода прямо по улице Революции 1905 года и через железнодорожный переезд. По переезду имеет право ездить любой транспорт, кроме пассажирского. Это создавало проблемы. Но сейчас они успешно решаются.

"Мы договорились с "Бурятнефтепродуктом", Улан-Удэнским отделением ВСЖД, и на сегодняшний день установили там железнодорожные шлагбаумы, разработали правила проезда составов, которые будут подаваться на терминал "Бурятнефтепродукта", схему прохождения составов через этот железнодорожный переезд. Там проходит очень мало составов, но в ГИБДД по ряду причин нам никак не разрешали открыть движение , — отмечает Александр Козлов. — Этот переезд мы пока открываем как временный вариант. Найден консенсус со всеми заинтересованными организациями. Проведена большая работа по согласованию. Вопрос был непростой. Это большое событие для горожан. До 15 ноября переезд будет открыт для движения городского пассажирского транспорта

В 2008 году будет готов проект по реконструкции этого переезда. И в 2009 году все будет приведено в соответствие с требованиями", — говорит Александр Козлов.

После открытия переезда автобус 100 (он заработал после запуска путепровода 40 квартал — 20"А" квартал) будет ходить от "Акбэса" до ст. Дивизионной. Сейчас он ходит только до Железнодорожного вокзала. Появятся новые остановки. Возможно, будут изменены схемы движения и других маршрутов.

Автобусы отследят со спутников

Сегодня в Улан-Удэ развернута большая работа по переводу пассажирских перевозок на электронную диспетчеризацию на базе российской системы ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система). Как известно, это отечественный аналог и конкурент американской глобальной системы GPS. Так же, как американская, российская ГЛОНАСС опирается на космическую группировку спутников. Пока ГЛОНАСС не так мощно "раскручена" в мире, как GPS, но у нее хорошее будущее. Изначально ГЛОНАСС была военной системой, но сейчас ее приспосабливают для мирных целей.

"Для того чтобы поддерживать нормальные интервалы движения, контролировать наш многочисленный городской транспорт, необходимо, чтобы мы видели — где в настоящий момент находится автобус или маршрутка. Мы вошли в федеральную программу по системе ГЛОНАСС, которая позволяет через спутник отслеживать в любой время, где находится та или иная единица транспорта.

Сейчас мы заключаем договор с московской компанией, которая занимается этим вопросом. На внедрение этой системы городской бюджет выделяет шесть миллионов рублей. Федеральный бюджет выделит значительно больше. Если мы наладим эту диспетчеризацию, то будем полностью владеть положением и нормально управлять городским пассажирским транспортом", — говорит Александр Козлов.

К автоматизации диспетчерского контроля за соблюдением расписания движения приступят в будущем году. В течение первого квартала 2008 года на спутниковую систему переведут муниципальный транспорт. На борту каждого автобуса установят специальный прибор стоимостью 14 тысяч рублей. Впоследствии система будет распространена на частных перевозчиков. Частникам, вероятно, придется частично оплатить стоимость бортового навигационного прибора.

Сейчас в Улан-Удэ, конечно, есть диспетчеры. Они располагаются в десяти пунктах, разбросанных по городу, контролируют процесс, но, по словам Александра Козлова, это неэффективная система.

Город возвращается к привычной жизни

"В последнее время у нас налаживается система по интервалам движения городского пассажирского транспорта, — говорит Александр Козлов. — Надо сказать, были сложности в летний период, потому что на девяти магистральных улицах проводился капитальный ремонт, полностью перекладывали асфальт, естественно, были объездные дороги, что затрудняло прохождение транспорта, нарушало график движения. Особенно в направлении улиц Кольцова, Пищевой. На сегодняшний день мы пока еще не открыли мост через Степную протоку. Ежедневно в часы пик там скапливается большое количество транспорта, движение замедляется.

Есть проблемы по нарушению интервала движения в других местах. Например, переезд через Транссибирскую магистраль в районе стекольного завода. Когда идут поезда, естественно, останавливается все движение — нарушается график. Или переезд "на прямой" в п. Горького, 102, 111, 113 квартала, там тоже нарушаются правила движения, потому что приходится пропускать поезда", — говорит Александр Козлов.

Частный капитал пришел в МУП "Городские маршруты"

Около семидесяти процентов пассажиров в Улан-Удэ перевозится частниками. Пришел частный капитал и в муниципальное предприятие "Городские маршруты". Городскими властями недавно было принято решение акционировать этот МУП.

На базе "Городских маршрутов" (некогда носивших название ПАП-1) зарегистрировано акционерное общество. 49 процентов акций будет принадлежать известной бурятской компании ОАО "Байкалфарм". 51-процентный, контрольный, пакет акций остался у городских властей.

Доля МУПа в общем объеме перевозок пассажиров в городе в последнее время составляла десять процентов. Однако в свете происходящих изменений в ближайшее время "Городские маршруты" могут увеличить свою долю на данном рынке. В декабре новый совладелец "Городских маршрутов" планирует купить пятьдесят автобусов средней вместимости. Уже ведутся переговоры с поставщиками автобусов.

"Это большое подспорье. Новые автобусы мы расставим на социально значимых маршрутах, — говорит Александр Козлов. — В том числе для решения проблемы перевозок в часы пик. Та же Дивизионная, тот же п. Вагжанова... Будем стараться и там новые автобусы ставить. Раньше все предприятия работали. Работал стекольный завод. Люди никуда не ездили, не мигрировали так — работали на месте и выезжали в центр города по случаю. Работало большое авиапредприятие, были местные авиалинии — тоже люди там работали и т.д. Предприятия перестали работать, люди начали ездить в центр".

Курс на развитие

Муниципальный транспорт бесплатно перевозит инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Недавно решено бесплатно перевозить тружеников тыла — независимо от того, где он прописан, в Улан-Удэ или на селе. Школьники, студенты и пенсионеры имеют на муниципальном транспорте льготы. Каждый год городские автобусы работают на дачных маршрутах — садоводы имеют льготу в 50 процентов.

В этом году муниципальный транспорт пополнился 15 автобусами. Также же куплено четыре новых трамвая. А в целом за три последних года приобретено 16 трамваев. В начале будущего года в Улан-Удэ должны прибыть еще четыре вагона — за них уже заплачено. Получается, что половина выходящих на линию трамваев — новые.

Муниципальный транспорт всегда был реальным конкурентом частных маршруток. К тому же, он возит пассажиров по доступным ценам. Наверное, в будущем году по причине удорожания горючего, изменения налогового законодательства и т.д., город будет вынужден повысить расценки. Но все равно расценок ниже, чем в муниципальном транспорте, вы нигде не найдете.

В городе разработана муниципальная программа по организации пассажирского движения. Принята концепция реформирования городского пассажирского транспорта — она сегодня уже реализуется. В ее рамках в Улан-Удэ проводятся конкурсы среди перевозчиков на право перевозок пассажиров по тому или иному маршруту. В ближайшие годы роль микроавтобусов в перевозке пассажиров будет падать, а их доля в автопарке — снижаться.

После запуска путепровода в 4-м квартале в мэрию начали поступать предложения от частных перевозчиков об изменении схем движения их маршрутов. "Мы пока не спешим это делать — от пассажиров таких вопросов не было. Пока есть предложения только самих маршрутчиков. А частник мыслит по-своему. Может быть, не всегда в пользу пассажира. Не надо ничего искусственно менять. Мы можем все напутать, запараллелить много маршрутов. Сейчас занимаемся разработкой схемы организации пассажирских перевозок с учетом пассажиропотока", — отмечает зам. мэра Александр Козлов.

Метки:
baikalpress_id:  63 219