Превентивная безопасность

В настоящее время очень много внимания уделяется безопасности автомобиля. Она бывает активная и пассивная. Что это такое, мы примерно представляем, но порой повседневные ситуации делают водителя беспомощным, и ему остается уповать только на ремни, подушки безопасности и тормоза. Даже передвигаясь на какойнибудь дорогой модели, напичканной технологиями наподобие системы курсовой устойчивости, нужно не расслабляясь контролировать дорожную ситуацию вокруг машины.

Помощники

Для начала посмотрим, чем же мы располагаем. Пассивная безопасность — это совокупность устройств, позволяющих сохранить жизнь пассажиров при аварии. Включает в себя подушки безопасности, мягкие элементы передней панели, складывающуюся рулевую колонку, ремни безопасности, элементы передней части автомобиля гасящие энергию удара и т.п.

Активная безопасность автомобиля призвана сделать все, чтобы аварии не произошло. Тут и ABS (нередко c распределителем тормозных усилий EBD или ассистентом экстренного торможения ЕВА), и различные системы курсовой устойчивости.

Технически подкованный читатель без труда продолжит список инженерных достижений. В качестве яркого примера приведем одного из главных поборников безопасности, производителя легендарных Mercedes Benz. На флагманский S-класс с 2002 года устанавливается система Pre-Safe. Как утверждает завод, Pre-Safe позволяет уменьшить количество аварий на 75 процентов. Система эта работает с помощью двух радаров, которые постоянно следят за расстоянием до автомобиля впереди. Сигнализация предупреждает водителя о возможном столкновении и помогает ему тормозить. При этом передние ремни безопасности натягиваются заранее перед возможным ударом, а кресла принимают положение, которое максимально застрахует людей от травм. Закрываются люки, окна — и вы имеете хорошие шансы уцелеть при такой заботливой машине.

Животные домашние — друзья не всегдашние

Однако на "мерсах" ездит очень немного народа, а на тех же "Жигулях", кроме ремней, вообще больше ничего нет. Поэтому любой опытный водитель вам скажет, что на дороге следует вести не только свою машину, но и те, которые вокруг. В последнее время делать это все труднее: автомобилей становится больше и больше, как и хамоватых, агрессивных и просто неопытных водителей. Но для защиты от дурака есть правило — дай ему дорогу.

Но есть и прочие напасти: собаки, гравий, сыплющийся из кузова впереди идущего "КрАЗа", и т.д. Начнем с животных: они часто гибнут под колесами машин, а смерть любимого Тузика — настоящая трагедия для хозяина. Понимают боль и сами животные. Одна жительница Улан-Удэ наблюдала несколько лет назад удивительный случай: стайка дворняг перебегала улицу Куйбышева, и последнюю зацепила бампером машина. Раненая собака с визгом упала на проезжую часть. Остальные развернулись, подбежали, ухватили пса за загривок и унесли на тротуар!

Собака опасна неожиданностью своего появления. Не пытайтесь ее объехать — чаще всего эти звери гибнут именно вследствие таких попыток. А это невозможно: собаке свойственно резко менять скорость, и ни один автомобиль не сравнится с собачьей динамикой. При виде собаки просто давите на тормоз. Возможен удар сзади от того, кто не соблюдает дистанцию, но по закону это его проблемы. Поэтому никогда не жмитесь к автомобилю впереди вашего: вдруг кто-то выскочит именно перед ним? Если вы считаете, что дешевле и проще будет переехать несчастное животное, учтите, что зимой ваша машина может пострадать даже больше: при наезде на препятствие в виде крупной или средней собаки автомобиль может бросить в сторону, на встречную или в толпу людей на остановке. В пластиковом бампере, очень хрупком в холодное время года, при ударе о тело животного получится дыра, могут пострадать и решетка радиатора, и крылья. Поэтому столкновения с собакой следует избегать всеми силами не только из любви к животным. Кошка мельче, она менее заметна и всегда кидается под колеса неожиданно. При этом она даже в конце своего броска может развернуться на 180 градусов и рвануться назад. Поэтому не бросайтесь из ряда в ряд, так вы жизнь Барсику не спасете. Тормозите, если успеете, и надейтесь на везучесть киски. Для автомобиля мелкий хищник практически безвреден: кошка либо бессердечно плющится колесами, либо проходит под днищем машины. При этом есть шанс, что она останется в живых. Если же по вашей вине собака или кошка все-таки погибли, это очень тяжело. Каждый водитель считает это дурной приметой и всячески старается избежать такого исхода.

И если в городе это осуществимо, то на трассе другие правила вождения. Экстренное торможение при скорости за сотню будет опасным уже для самого водителя и его автомобиля. Поэтому изза выскочившего перед машиной суслика не стоит впечатывать тормоз в пол — шансов сохранить ему жизнь практически нет, а вот слететь с дороги весьма реально. Ушибы непристегнутых пассажиров при этом гарантированы.

И напоследок: приближаясь к деревне, вспомните о коровах. Рогатый скот ведет себя по-разному. Коровы идут вдоль дорог, переходят их, стоят по центру. Увидев их, издалека тормозите до безопасной скорости. Осторожно прорежьте машиной стадо, стараясь объезжать коровушек сзади: впереди у них рога, а заднего хода они не имеют. Задними ногами бьют редко и то вбок. Лошадей лучше объезжать спереди: они, боясь чего-то, лягаются, причем строго назад, и при попадании копыт в машину кузовной ремонт будет нехилым. Ну, а барашки подобны лавине: если пошел на другую сторону один — за ним дружной гурьбой ринутся и все остальные. В такой ситуации следует стоять и ждать.

Помеха спереди

Люди на обочине — это еще более серьезный разговор. Рядом с ними маячит призрак Уголовного кодекса. Больше всего надо опасаться пьяных, старушек и детей. Бабушка — это вообще самый сложный для взаимопонимания "зверь". Логика детей понятна: они машину попросту не видят (даже если прямо на нее смотрят, такова особенность их психики), или им жалко новый мячик (мамка за его потерю заругает), или они заигрались. А вот у пожилых женщин алгоритм поведения порой странный: бабушка может стоять на обочине, долго смотреть, оценивая, и побежать, когда автомобиль опасно приблизится. Или она может переходить дорогу и вдруг помчаться обратно, почти добравшись до противоположной стороны. Поэтому при виде бабушки или детей всегда тормозите. А если уже они на пути, объезжать их лучше сзади: чтобы развернуться, любому объекту нужно время.

Важное правило: никому не сигнальте — реакция непредсказуема. Не сигнальте тем, кто уже переходит дорогу: этим вы напугаете тех, кто вас не увидел. Бабушку может и инфаркт хватить на месте. Будьте сдержаннее: наши водители грешат отчаянным гуденьем, где надо и где не надо.

Второе правило: старайтесь прогнозировать поведение тех, кто рядом. Оно относится не только к вышеупомянутым пешеходам, но и к другим автомобилям. Немного внимания — и вы застрахованы от неприятностей. Поясним на примере: догоняете вы грузовик, который везет гравий. Понятно, что на неровностях даже груженную машину немного трясет, и камешки сыплются на дорогу. При этом они неизбежно попадают на вашу машину, если вы будете слишком близко. На однорядной дороге держите хорошую дистанцию. Как показывает практика, водители таких трудяг обычно профессионалы, и они при первом же случае дадут вам возможность для обгона. Советуем особенно зорко следить за грузом какого-нибудь капустовоза. Драгоценный груз летит сверху чаще, чем может показаться. И увесистый кочан капусты в лобовое стекло или перед бампером — далеко не подарок!

Маршрутные транспортные средства имеют обыкновение причаливать к своим остановкам порой так неожиданно, словно они и не догадывались о том, что нужно будет здесь остановиться. Если не пропустить, водитель принимает это как личное оскорбление. Вообще-то, где у нас в городе остановки, знает каждый водитель, и такое некорректное, но стандартное поведение маршрутки предсказуемо. Они все равно всегда и везде проезжают первыми, потому пусть их!

А еще водители знают: внимательным нужно быть рядом с водителем, который движется неуверенно или слишком агрессивно. За рулем может оказаться пьяный, новичок или тот, кто свои права купил.

Как говорилось в одной старой шутке, бойся всех водителей, но больше всех — себя. На самом деле бояться не нужно никого. Просто нужно соблюдать ПДД и помнить: самый важный элемент безопасности — это мы сами, водители, а умение прогнозировать — залог безопасности. Главная безопасность — превентивная.

Метки:
baikalpress_id:  63 096