В "Мухино" пришел иностранный инвестор

Пассажиров аэропорта продали по $160 за штуку

В судьбе улан-удэнского аэропорта "Мухино" в очередной раз произошли революционные изменения. На прошлой неделе его продали незнакомым австрийским инвесторам. Таким образом, Бурятия оказалась в центре внимания деловых кругов: впервые в России собственником аэропорта стали иностранцы. Члены правительства Бурятии узнали о событии из газет. Но к непрекращающимся сенсациям вокруг нашего аэропорта уже пора привыкнуть.

Менее месяца назад Вячеслав Наговицын встречался в УланУдэ с генеральным директором авиакомпании "Красэйр" Борисом Абрамовичем.

— Собственник улан-удэнского аэропорта проинформировал главу республики о ходе реализации генерального плана развития аэропорта — это официальное сообщение его руководства.

Как сообщил корреспонденту "Номер один" источник в правительстве, тогда президент с пристрастием расспрашивал г-на Абрамовича о потенциальных инвестициях в здание аэропорта и его инфраструктуру. Борис Абрамович пообещал вторую очередь реконструкции аэропорта осуществить в 2008 году и, соответственно, "завести" под это дело немалые финансы. Как показало время, финансы "завелись" совершенно неожиданным образом.

Гром среди неясного неба

Появление на прошлой неделе в сводках российских информагентств известия о продаже 100 процентов акций ОАО "Международный аэропорт г. Улан-Удэ" австрийской компании Meinl Airports International за $24 млн. прозвучало как гром среди ясного неба.

MAI — дочерняя структура австрийского инвестфонда Meinl European Land, который уже два года активно вкладывает в коммерческую недвижимость в России. MAI создана в 2006 году как "целевой инвестор аэропортов и сопутствующих структур, действующий в регионах Центральной и Восточной Европы".

В пресс-релизе австрийцев, выпущенном в связи с покупкой аэропорта, сказано: "Мы полагаем, что у аэропорта УланУдэ есть большие возможности для роста, — считает член правления MAI Нидин Геллес. — Регион идеален, с точки зрения развития классического туризма, экспедиционного и специализированного туризма. Все благодаря уникальной природе озера Байкал".

Источник в правительстве республики сообщил, что о продаже "Мухино" наши чиновники узнали из газет, поэтому отправили запрос в "Красэйр", ответа на который пока еще не последовало. Никаких даже обрывков информации бурятским чиновникам пока не поступало.

На международном экономическом форуме в Краснодарском крае на прошлой неделе прошла встреча Вячеслава Наговицына и Бориса Абрамовича, где, пусть и постфактум, были обсуждены все подробности неожиданной сделки. Вероятно, оценив свои возможности, в "Красэйр" поняли, что вкладываться в улан-удэнский аэропорт то ли затратно, то ли невыгодно.

Зато они по всем оценкам неплохо заработали на продаже. Аналитики уверено заявляют: "В пересчете на пассажиропоток аэропорта цена в 24 миллиона выглядит высокой даже в сравнении с суммой, уплаченной Олегом Дерипаской за аэропорт в Сочи".

При пассажиропотоке в 150 тысяч человек за прошлый год получается, что за каждого пассажира, пользующегося услугами улан-удэнского аэропорта, австрийская компания отдала 160 долларов. По некоторой информации, в свое время "Красэйру" аэропорт "Мухино" вместе с гостиницей при нем обошелся в 6 млн. долларов

Аэропорт — даром За последние 10 лет в судьбе улан-удэнского международного аэропорта произошла масса событий, претендующих на глобальность, впрочем, на внешний облик "ворот в Бурятию" мало повлиявших.

Кризис экономики всей страны 90-х годов, естественно, сказался на аэропорте негативным образом. К 1998 году местные авиаменеджеры "благополучно" довели предприятие до крайнего состояния с десятками миллионов рублей долга. По заявлению кредиторов на предприятии была возбуждена процедура банкротства и введено внешнее управление. Правительство Бурятии не знало, что делать с предприятием, ведь просто закрыть аэропорт, как какой-нибудь завод, не представлялось возможным.

На находящийся в коме аэропорт, входивший тогда в ОАО "Бурятские авиалинии", покупатель нашелся только спустя полтора года. Некое московское ЗАО "Медиа-групп" стало собственником и согласилось на условия, выдвинутые правительством Бурятии: сохранение профиля предприятия и не менее 70% рабочих мест, погашение в полном объеме 32,7 млн. рублей кредиторской задолженности и вложение в развитие авиакомпании 50 млн. рублей в течение одного года. "Медиа-групп" выиграло конкурс на право покупки "Бурятских авиалиний", предложив 230 млн. рублей инвестиций за пять лет.

Оценить, насколько выполнены условиях, при которых была осуществлена продажа "Медиа-групп", можно лишь на глазок. И отчего-то кажется, что эти собственники не особо вкладывались в "Мухино". Неизвестно и то, за сколько на самом деле был приобретен аэропорт его первым частным владельцем. Судя по всему, практически даром.

Грядет презентация

С первых дней своей работы в Бурятии Вячеслав Наговицын обрушился с критикой на руководство и собственников нашего аэропорта. Видимо, новый глава республики посчитал, что нынешний аэропорт слишком провинциален для Бурятии. За короткий срок директору аэропорта "Мухино" Станиславу Невзорову досталось и за высокие цены на билеты рейса Улан-Удэ — Москва, и за до сих пор не принятое госкомиссией светосигнальное оборудование, и за малое количество авиарейсов. Президент недвусмысленно дал понять, что в при случае может поручить детально разобраться с подробностями покупки "Медиа-групп" аэропорта в 2000 году. После этого заявления и состоялась встреча Вячеслава Наговицына с Борисом Абрамовичем.

Также корреспонденту "Номер один" удалось узнать, что в правительстве Бурятии также были не слишком довольны деятельностью "Красэйр" как собственника "Мухино". За полтора года инвестиций в Бурятии не увидели. Хотя авиакомпания потратилась в прошлом году на организацию приземлений самолетов на "Восточном", но на развитие собственно аэропорта денег в республике не дождались.

С появлением нового собственника разрешилась хотя бы одна назойливая проблема. Федеральная антимонопольная служба была справедливо недовольна тем, что и авиаперевозчиком, и собственником аэропорта "Мухино" со всеми вытекающими противоречиями с конкурентами была одна и та же структура. "КрасЭйр", выполняющая полеты из Москвы в Улан-Удэ, имела ряд конфликтных ситуаций с конкурентом — авиакомпанией S7 Airlines. Например, аэропорт Мухино долгое время не разрешал S7, ссылаясь на ремонт, открыть свою кассу в помещении аэровокзала. Долгоиграющая и непонятно как решаемая проблема для правительства Бурятии и Вячеслава Наговицына была бы обеспечена. Теперь она сама собой разрешилась.

Что еще принесет столь неожиданный инвестор Бурятии — станет известно в ближайшее время: как сообщили нам в администрации президента, австрийская фирма сейчас готовит презентацию своих планов для жителей Бурятии.

Метки:
baikalpress_id:  63 070