Предприниматели бросают бензин

Бурятские предприниматели покидают бензиновый бизнес, продавая или сдавая в аренду свои заправки

Хотя возможности для развития на этом высокодоходном рынке - - огромные

Сегодня в Бурятии работают 152 автозаправочные станции, бензиновой розницей занимаются более пятидесяти фирм и ИП. Самый крупный оператор бензинового рынка, конечно, ОАО "Бурятнефтепродукт", принадлежащий теперь НК "Роснефть". За ним идут "Байкальская топливная компания" и "Байкальская региональная компания". Они из Иркутска. "Адис-2", имеющий в Улан-Удэ три заправки, — из Ангарска. Число местных операторов невелико, держат они по 1—2 заправки, а общая их доля на этом рынке не превышает десяти процентов. И она постоянно снижается.

Но возможности для развития у местных предпринимателей, ориентированных на рынок бензина, остаются. Услугами автозаправок не охвачено огромное число населенных пунктов Бурятии.

В последние годы было построено сразу несколько заправок. К примеру, на ул. Борсоева в Улан-Удэ построена аригусовская АЗС, новая заправка "Байкальской региональной компании" возведена на Ботанической и т.д. Но бизнесмены от бензина смотрят, как "срубить" денег, да без лишних хлопот. Они уже заняли наиболее выгодные места. В сельских районах обычно такими местами являются райцентры. Строить же АЗС в десятках других сел — это фантастика. Уж слишком велики затраты и мала прибыль. Строить деревенским жителям хорошую АЗС, которая будет окупаться лет сто, — извините. Поэтому надеяться на наплыв красивых современных заправок сельчанам не надо.

Сельчане ездят заправляться за пятьдесят и более километров. Улан-удэнцы такое не могут представить, а для деревни это норма жизни.

Реальная надежда для деревни — предприниматели, готовые и в дождь, и в жару мотаться на своем бензовозе по разбитым дорогам глубинки, зарабатывая себе и помогая другим. Пока "АЗС на колесах" в республике две — в Гусиноозерске и в Улан-Удэ. Приехала машина в село, встала на специальную стоянку по графику, постояла несколько часов, заправила сельских водителей и уехала обслуживать другое село. Прелесть в том, что здесь не нужны огромные капитальные вложения. "Передвижки" встретили бы на ура в Закамне, Хоринском, Курумканском районе, Бичурском.

— Получать лицензию передвижным АЗС не надо, — говорит Николай Адушинов, начальник отдела по надзору за взрывоопасными, химически опасными производственными объектами Управления Ростехнадзора по РБ. — Они не являются промышленным объектом. Не подпадают под лицензирование и как пожароопасные объекты.

Здесь отметим, что передвижные АЗС могут поставить цены на бензин ниже, чем стационарные, отбивая у них клиентов. Ведь мобильная заправка обходится значительно дешевле, чем стационарная. А цена бензина важна и на селе, и в городе.

Будет ли бензин и дальше дорожать и дорожать? Если все останется по-старому, то другого пути нет. Российские нефтеперерабатывающие заводы построены многие десятилетия назад. Глубина переработки нефти на них очень мала. Почти в два раза меньше, чем в странах Запада. Но ни о какой масштабной модернизации оборудования не слышно. Поэтому так и будем из одного и того же объема нефти получать бензина вдвое меньше мировых стандартов. Наверное, равнодушие олигархов к эффективности переработки связано с тем, что они экспортируют на Запад не бензин, а нефть. Внутрироссийские бензиновые интересы, стремление дать россиянам побольше бензина с тонны нефти — не самый привлекательный для олигархов вопрос.

В настоящее время бурятские предприниматели разрабатывают планы начать в республике собственную переработку нефти. Есть по крайней мере две разных группы предпринимателей, которые планируют завезти в Бурятию небольшие нефтеперерабатывающие установки западного производства, отвечающие мировому уровню. Сейчас бизнесмены заняты поиском подходящих площадок для размещения производства.

Идея не нова. В начале 90-х в республике уже хотели приступать к развитию собственной нефтепереработки. Это было во времена Владимира Саганова. Деньги имелись. Была достигнута договоренность с Таиландом о предоставлении кредита — в русле укрепления связей между буддийскими регионами мира. Но Россия погрузилась в полосу политической нестабильности, танки Ельцина расстреляли парламент страны - - это нарушило все планы.

Сейчас ситуация много стабильнее, помешать предпринимателям может лишь нехватка денег. Но и отдача от этого вида деятельности — высока.

Бензиновые цены Бурятии практически сравнялись с внутриамериканскими. Конечно, цена американского бензина сопоставима с бурятской не во всех штатах. Есть в Америке места, где бензин подороже. Такие, как Сан-Франциско (Калифорния), где в этом году галлон (3,78 литра) бензина "зашкаливал" за три доллара. Но во многих местах цена ниже. К примеру, в г. Чарлстон (Южная Каролина) галлон бензина стоит 2,5 доллара. В переводе на рубли и литры — это около 16,5 рубля за литр.

Разница одна. В Америке бензин может и дешеветь. В Бурятии он только дорожает. Да и уровень жизни в республике не сравнишь с американским.

В августе этого года ни один из видов горючего не остался на уровне прошлогоднего августа. По цифрам, представленным Бурятстатом, "девяноста второй" прибавил тридцать копеек, "восьмидесятый" — сорок копеек, а "девяноста пятый" — вообще один рубль тридцать копеек. Поддержало тенденцию и дизтопливо.

На фоне такого дичайшего уровня бензиновых цен в РБ торговля автомобильным горючим является очень выгодным бизнесом. Пока же тенденция такова, что бурятские фирмы уходят с бензинового рынка. Так, например, концерн "Ариг Ус" свои заправки уже сдал в аренду иркутянам.

Метки:
baikalpress_id:  63 003