К нам завозят таксистов из Средней Азии

Дефицит рабочей силы вынуждает работодателей завозить иностранную рабочую силу

А строителей и грузчиков — из Поднебесной. При избытке праздношатающихся в Бурятии — кризис рабочих рук

Бурятия, оказывается, в каком-то смысле стала Америкой. С той только разницей, что роль поставщика дешевой рабочей силы у нас вместо Мексики с успехом выполняют Китай, Таджикистан и Узбекистан. Наши люди, судя по всему, стали настолько хорошо жить, что считают ниже своего достоинство трудиться простыми грузчиками, каменщиками и плотниками.

В Улан-Удэ закончились грузчики

Спрос на рабочие специальности в республике огромен, между тем большинство слоняющихся без дела сограждан не торопится устраиваться на столь тяжелую и, как им кажется, непрестижную работу. Вот и приходит на места каменщиков, бетонщиков и отделочников иностранная рабочая сила — дешевая, исполнительная, неприхотливая и, что немаловажно, трезвая. Наши же земляки предпочитают получать пособия по безработице, сидеть на шее у жен или родителей-пенсионеров, вздыхать о тяготах существования за рюмкой горячительного, но не трудиться.

Как оказалось, в городе аховая ситуация с грузчиками. Профессия, не требующая никакой специальной подготовки, в особой цене. Ее дефицит остро ощущают на себе мелкие продавцы и предприниматели среднего звена.

— С небольшими партиями товара мы вполне справляемся сами, — рассказали в одной из фирм, занимающейся торговлей строительными и отделочными материалами. — Но когда приходят большие партии товара, для нас настоящая проблема найти грузчиков. Обычно мы получаем товар два раза в месяц, так порой приходится искать рабочих на Центральном рынке, но и там не всегда находим. В последний раз мы с трудом набрали бригаду грузчиков, и то получилось так, что все они предпенсионного возраста и, видимо, выпивающие. Боялись, как бы с ними чего ни случилось, ведь рулоны линолеума не каждому по плечу, особенно, если человек принял на грудь. Мы удивлены, почему люди отказываются идти на такую пусть и тяжелую, но нужную работу. Да и фирмы, специализирующейся на предоставлении услуг грузчиков, у нас в городе нет.

Более крупные фирмы держат в своем штате по два-три грузчика, а вот мелкие предприниматели, в частности, арендующие места в торговых центрах "Сибирь" или "Большой", вынуждены сами привозить и разгружать товар, потому как нанять грузчика для многих из них настоящая проблема. Китайские же предприниматели имеющие серьезный бизнес, привозят грузчиков и продавцов с собой.

— Мы сами носим баулы с товаром наверх, и мы не прочь были бы заплатить грузчикам, да у нас их днем с огнем не сыщешь, приходится носиться по всему городу и то безрезультатно, — поделилась одна из предпринимательниц. — Нет у нас фирмы, где можно было бы взять грузчиков "напрокат", потому порой, если очень трудно, договариваемся со знакомыми или знакомыми знакомых.

Последние из могикан стали пенсионерами

Схожая ситуация и на рынке строительных специальностей. Строительный бум, обрушившийся на Улан-Удэ, потребовал высококлассных специалистов, а городу просто нечего ему предложить. За 10—15 лет реформирования страны престиж строителя, а также бетонщика, монтажника, отделочника и каменщика и прочих рабочих специальностей упал ниже самого низшего предела. Граждане не хотят заниматься тяжелым трудом, когда можно собирать металл, таксовать или просто стоять на учете в Центре занятости.

— Почему у нас в Улан-Удэ сейчас осложнено трудоустройство? — комментирует ситуацию Сергей Жерлов, начальник информационно-регистрационного отдела ГУ "Центр занятости населения г. Улан- Удэ". — Потому что налицо дисбаланс спроса и предложения. Работодателю нужны люди определенной рабочей специальности, а такие на рынке в дефиците. Это чаще всего рабочие строительных специальностей — каменщики, монтажники, штукатуры. Причем высококвалифицированные работники. Почему? Да потому что сейчас сократились сроки возведения объектов, что особенно важно для частных инвесторов. Да и отделка объектов ведется сегодня современными материалами. И если работодателю нужен плотник, то четвертого или пятого разряда, причем с опытом работы. А таких рабочих очень и очень мало.

Дело в том, что за реформенные 90-е годы, когда деньги делались очень быстро, у молодежи упал интерес к рабочим специальностям. Выпускники школ попросту не шли учиться на каменщиков и отделочников, вот и получилось, что сегодня те высококвалифицированные работники, которые трудились в советское время в строительной отрасли или по заводским специальностям, "последние из могикан", подошли к пенсионному или предпенсионному возрасту, а новых кадров на рынке появилось мало. Налицо старение трудовых ресурсов.

Вкалывать на солнце и дожде под силу только китайцам

Почему же молодежь и сегодня не идет на стройку, ведь развитие этой отрасли все больше набирает обороты и деньги здесь крутятся немалые? Причин тому несколько.

Во-первых, хорошо зарабатывать сегодня может только высококвалифицированный специалист, который выполняет большой объем работы, причем качественно. Молодым же строителям, как правило, доверяют те участки работы, которые не требуют особой подготовки, большого мастерства, потому и зарплата у них в разы меньше. Вместе с тем молодое поколение не желает перетруждаться: рабочий день на солнце, дожде и ветре они с огромным удовольствием готовы поменять на душный офис и должность продавца-консультанта или менеджера. Если раньше на стройку простыми каменщиками и штукатурами шли все, в том числе и люди с высшим образованием, потому что каждый рабочий мог рассчитывать на квартиру, то сейчас такой приманки нет и, возможно, никогда уже не будет.

— Другой момент — работодателю как воздух нужны люди со смежными специальностями, чтобы рабочий был и штукатуром, и каменщиком в одном лице, — продолжает Сергей Жерлов. — Чтобы по мере возведения объекта можно было перебрасывать рабочих с одного участка на другой. А таких рабочих сегодня трудно найти. Потому работодатель, испытывая дефицит трудовой силы, вынужден завозить иностранцев. Это дешевая сила, которая готова к ненормированному рабочему дню, готова не употреблять горячительного, практически не отдыхать, чего не могут наши работники. Приезжие готовы трудиться и в будни, и в праздники, ведь они приехали на заработки.

Кроме того, по словам руководителей предприятий, работающих на иностранном оборудовании, нашему "труженику тыла" очень страшно доверять дорогую технику. Оборудование, за которое уплачены огромные деньги, очень быстро выходит из строя по самым разным причинам. Прежде всего из-за того, что наши рабочие не прочь выпить и на пьяную голову "выяснять отношения" с техникой. Так, один из китайских предпринимателей рассказал, что нанятый им работник после первого же аванса "ушел в нирвану", уронил посторонний предмет в станок, сжег его и уснул прямо на контейнере. Когда хозяин разбудил его и устроил разнос, работяга сильно обиделся, обругал работодателя, после чего исчез да так и не появился. Мотор стоил несколько сот тысяч долларов. Вот и приходится коммерсантам в нагрузку к оборудованию завозить еще и вменяемых людей, которые могут на нем работать. Тех же китайцев, к примеру.

Новая достопримечательность столицы

Подобная беда и в такси. Казалось бы, водителей у нас в городе десятки тысяч, а найти того, кто бы без проблем мог работать, нереально. Автомобили, которые сдаются в аренду нашим лихачам, очень скоро попадают в аварии или просто ломаются. Кроме того, уйти в запой, бросить машину гденибудь на обочине, после чего забыть о ней на несколько дней — для наших водителей в порядке вещей. Все руководители таксомоторных фирм при избытке в городе водителей различных категорий в один голос жалуются на то, что найти хорошего шофера практически невозможно. Фирмы бьются за одних и тех же водителей, которые пользуются славой непьющих и ответственных, переманивая их друг у друга.

Дошло до смешного: одна улан-удэнская фирма, специализирующаяся на услугах такси, по-видимому, совсем отчаявшись в поисках рабочей силы, способной адекватно управлять автомобилями, решилась на невиданный еще у нас шаг — на днях завезла водителей из Средней Азии. Теперь в некоторых такси можно наблюдать любопытную картину: человека в поте лица изучающего карту Улан-Удэ, старательно и безнадежно ищущего на ней, к примеру "Пентагон" или ПВЗ.

Вот и получается, что кадровый дефицит вроде как и заполняется выходцами из Поднебесной, Средней Азии, а с другой стороны — по-прежнему остается, ведь своих собственных высокопрофессиональных рабочих на рынке вакансий как не было, так и нет.

"Из шести каменщиков через полгода не осталось никого"

— Мы со своей стороны делаем все для того, чтобы подготовить рабочих требуемых специальностей, — говорит начальник информационно-регистрационного отдела ГУ "Центр занятости населения г. Улан-Удэ". — У нас есть отдел переобучения, наша вспомогательная служба, с помощью которой мы можем тех людей, чьи профессии утратили актуальность на рынке труда или у кого низкий разряд, переобучить или повысить квалификацию. Но и здесь не все так просто.

Не всегда наша работа достигает цели. Вот, например, в прошлом году для одного из предприятий мы подготовили из числа молодежи семь каменщиков. Не скрою, их было трудно набрать, молодые люди не хотят идти в каменщики. Современный парень с удовольствием пойдет учиться на оператора ПК, на парикмахера, на водителя, но ни за какие коврижки — на штукатура или плотника-бетонщика. Самое большее наши ребята отработали шесть месяцев. Кто ушел учиться дальше, кого-то не устроил тяжелый физический труд, других — невысокая заработная плата. Даже если мы и стараемся решать эту проблему, то не всегда это у нас получается.

По статистике, ежеквартально в городе заполняется порядка 15% вакансий из числа тех, кому Центр занятости населения города предложил работу. Список безработных неуклонно растет. Так же, впрочем, как и список горящих вакансий.

Метки:
baikalpress_id:  62 842