В деревнях, чтобы сохранить школы, усыновляют детей

Директор хоринской школы 1 Любовь Александровна Цыдыпдашиева: "Действительно, задача номер один—не допустить закрытия ни одной школы в районе"

В Хоринском, Бичурском, Мухоршибирском районах в массовом порядке разбирают детдомовцев

Школы нескольких районов Бурятии, которые вошли летом этого года в списки Министерства образования РБ и должны были попасть под реорганизацию как малокомплектные, пытаются использовать любые методы в борьбе за свое существование.

Закрыть нельзя. Помиловать

Напомним, в Бурятии 221 малокомплектная школа. Это примерно половина от общего числа общеобразовательных учреждений республики. По данным Министерства образования РБ, в некоторых таких заведениях обучаются всего по 4—6 детей, а значит, школу держать на балансе ведомству, да и местным властям, не имеет смысла.

Однако, как уже сообщал "Номер один", судьбу малокомплектных школ отдали на откуп местным властям. Именно им надлежит решить: закрыть то или иное общеобразовательное учреждение или нет.

Закрыть нельзя. Помиловать. Так можно перефразировать слова из любимой сказки. Стоит сместить один из знаков препинания, и получится совсем другой смысл фразы. Чтобы избежать этого, одна из школ Хоринского района, которая должна была попасть под реорганизацию как малокомплектная, нашла свой выход из ситуации.

В августе прошлого года стало известно, что Министерство образования предлагает реорганизовать девять школ, большая часть которых пришлась на Хоринский район. Здесь, в небольшой деревне Тохорюкта, местная школа тоже оказалась на грани закрытия. Собравшись на сельском сходе, люди решили, что допустить этого нельзя, и нашли весьма оригинальный способ спасения. Сельчане принялись усыновлять детей.

Армия спасения

— Действительно, задача номер один — не допустить закрытия ни одной школы в районе, — считает директор Хоринской общеобразовательной школы 1 Любовь Александровна Цыдыпдашиева. — Мы стараемся делать все, чтобы каждая малокомплектка работала. Действительно в с. Тохорюкта несколько семей оформили усыновление над воспитанниками детских домов. Согласитесь, поступок весьма гуманный. Вопервых, дети обрели новые семьи и возможность воспитываться у любящих родителей, а во-вторых, увеличилась численность учеников. Так что школа действует, село живет.

В проекте по сохранению школы приняла участие даже сама директор Тохорюктинской средней школы, подав тем самым пример коллегам. Вырастив своих детей, женщина приняла в семью троих воспитанников из детского дома. И, как утверждают жители села, они готовы взять на воспитание еще детей, лишь бы село продолжало жить.

Усыновляют по всем районам

— Такие прецеденты имеют место не только в Хоринском районе, но и в Бичурском и Мухоршибирском, — сообщили корреспонденту "Номер один" в Минобразе РБ. — В нескольких деревнях, где школы попали под процедуру реорганизации, люди все чаще находят выход из ситуации за счет усыновления детей. При этом они весьма решительны и заявляют, что при необходимости усыновят еще.

Минобраз считает это нецелесообразным

В Минобразования считают такой метод неблагоразумным. С одной стороны, конечно, гуманно дарить детям надежду на счастливое будущее, с другой — чиновники считают, что увеличение численности учеников может спасти школу от закрытия, но вот повысить качество обучения — вряд ли.

— Привлечь сегодня молодого учителя на село — проблема, — комментируют ситуацию в министерстве. — Мы предоставили право решать судьбу школы сельским сходам. Если жители пришли к выводу, что ее надо сохранить во что бы то ни стало, — это их право. Но они должны помнить, что некоторые учителя совмещают по несколько предметов сразу и зачастую преподают несовместимые науки. Это так или иначе отражается на качестве образования, которое получает ребенок. Оно считается базовым, а значит, должно соответствовать современным требованиям.

К тому же ребенок должен обучаться в атмосфере конкурентоспособности. Это нереально, когда в классе в той же сельской школе за партами находятся один-два ученика. Им не с кем конкурировать, они не знают уровня своих знаний, а когда приезжают в город и поступают в институты, понимают, что их планка несколько ниже, чем у их сверстников. Поэтому груз ответственности в какой-то степени лежит и на сельчанах, которые принимают решения сохранить школы.

Они должны понимать, что каждый учитель обязан вести свой предмет, тогда обучение можно будет назвать качественным. Они также должны осознавать, что выбирают будущее для своих детей. Если вблизи маленькой деревни есть крупные населенные пункты, где процесс обучения проходит в нормальных условиях, то лучше решить проблему с транспортом и возить детей на автобусах в хорошую школу.

Нам бы года два простоять

Понятно, что не каждое село может потянуть такие расходы. В некоторых маленьких деревнях не то автобуса — машин не хватает. Опять же дилемма: хорошая школа, но за несколько километров, до которой надо еще как-то добраться, а с другой стороны — школа в родном селе, ехать никуда не надо, но зато острая нехватка специалистов-предметников, а значит, недостаточный уровень образования. Неужели нельзя решить проблему иным способом, избегая исключительных мер?

— Сейчас мы стараемся решить проблему с молодыми кадрами на селе за счет новой системы оплаты труда, - сообщили корреспонденту "Номер один" в Министерстве образования РБ. — Разработкой этой системы мы уже занимаемся. Сказать о сроках и времени, с которого начнется это нововведение, пока затруднительно. Все зависит от того, насколько быстро будут приняты и утверждены нормативные документы.

Если мы сможем повысить статус молодых учителей, привлечь их в школы достойной зарплатой, то появится реальная возможность сохранить многие школы республики. В этом году у министерства уже есть деньги на стимулирование труда учителя, так что, возможно, наши действия уже в скором времени приведут к определенным результатам.

Между тем, по данным экономического отдела Минобразования РБ, в этом году в некоторых сельских школах 1 сентября линейки прошли без привычных лозунгов "В первый раз — в первый класс", а все потому, что в первый класс не пришел ни один ученик в возрасте 6—7 лет.

Ситуация, возможно, изменится, особенно если верить заявлениям министра образования республики, который считает, что количество учеников в школах Бурятии увеличится уже к 2008 году. Надо лишь продержаться парочку лет, словно уговаривает министр, а там, дескать, такое начнется... Дети в школах будут прибывать в геометрической прогрессии. Все это, конечно, хорошо, но что делать с малокомплектными школами эти два-три года? Продолжать усыновлять детей?

Метки:
baikalpress_id:  62 507