УУАЗу подписали приговор

Глава "Рособоронэкспорта" объявил о полном переводе производства КА-171 из Улан-Удэ в Казань

На этой неделе в российских средствах массовой информации появилось сообщение, подтверждающее самые мрачные прогнозы по поводу будущего Улан-Удэнского авиационного завода. А именно судьбы производства на УУАЗе вертолетов Ми-171, за счет которых держалось на плаву главное предприятие республики и во многом вся экономика республики.

История вопроса

Напомним, что в 2004 году Улан-Удэнский авиационный завод (УУАЗ) влился в холдинг ОАО "ОПК "Оборонпром" (который в свою очередь подчиняется "Рособоронэкспорту"). О незавидных перспективах УУАЗа в связи с его вхождением в вертолетный холдинг газета "Номер один" подробно писала в январе этого года. В частности в статье "Татарстан похоронит бурятский авиапром" высказывалось предположение, что "Оборонпром" ведет политику ослабления улан-удэнского авиационного завода в пользу нашего основного конкурента — Казанского вертолетного завода (КВЗ). На это указывает сразу несколько факторов: при фактической равнозначности заводов УУАЗ был оценен в 2,5 раза дешевле КВЗ; Бурятия в отличие от Татарстана не представлена в совете директоров "Оборонпрома"; прибыль УУАЗа после его вхождения в интегрированную структуру уменьшилась в 5 раз, а у КВЗ наоборот увеличилась и т.д. И, наконец, наша газета указала на реальную опасность свертывания выпуска Ми-171 на УУАЗе и полный перевод этого производства в Казань.

После статей в "Номер один" последовала бурная реакция представителей "Оборонпрома" и УУАЗа. Наши прогнозы о том, что производство Ми-171, дающего миллиардную выручку заводу, будет переведено в Казань, опровергались категорически. Нам говорили о чтимых в "Оборонпроме" государственных интересах, которые делают невозможным этот вариант развития событий. Теперь очевидно, что заверения "Оборонпрома" были простой демагогией.

Вертолетный холдинг подарил казанцам монополию

Буквально на днях на ряде сайтов появилась информация влиятельной инвестиционной компании "Тройка Диалог", которая проанализировала состояние дел на казанском заводе и пришла к выводу, что доходность акций Казанского вертолетного завода будет увеличиваться. Далее — самое любопытное. По мнению ИК "Тройка Диалог", такие выводы сделаны на основе утверждения главы "Рособоронэкспорта" об устранении конкуренции со стороны Улан-Удэнского авиационного авиазавода. Цитируем дословно по сайту Известия.ру:

"На основе доступных нам сведений мы полагаем, что выручка и прибыль Казанского вертолетного завода в 2006—2008 годах продолжит увеличиваться. Уверенность в сохранении тенденции к росту нам придает разрешение многолетнего спора Казанского вертолетного завода с конкурентом — Улан-Удэнским авиационным заводом. Как сообщил в ходе встречи с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым генеральный директор Рособоронэкспорта Сергей Чемизов, достигнута договоренность о том, что "Ми-17" будет выпускаться только на Казанском вертолетном заводе, а УУАЗ переключится на выпуск вертолетов "Ка". Таким образом, Казанский завод, единственный производитель новых моделей "Ансат" и "Ми-38", получит монополию и на выпуск "Ми-17", пользующегося сейчас наибольшим спросом".

Та же информация появилась и на ряде других информационных порталов: Росбизнесконсалдинг, Регнум, Татар.ру и др.

Что татарам хорошо, то нам — смерть

Это сообщение означает ни что иное как начало конца УУАЗа, рентабельность которого как раз и обусловлена выпуском конкурентоспособных и недорогих вертолетов Ми-171. На производстве этих машин в настоящее время держится и треть доходов бюджета республики Бурятия, и самое главное — тысячи рабочих мест.

Именно под выпуск вертолета Ми-171 отлажено производство Улан-Удэнского авиазавода и именно из этой модели формируется портфель заказов. Ми-171 — вертолет универсальный, недорогой и надежный в эксплуатации, а потому пользуется спросом во многих странах, прежде всего в Китае. Причем выпускает подобный класс машин только наш завод и Казанский.

Камовский вертолет, производство которого обещают (именно пока обещают, как обещали в свое время не "сдавать" Ми-171 казанцам) наладить на УУАЗе взамен Ми-171 куда менее конкурентоспособный. Подобный класс вертолетов достаточно специализированный, он производится во многих развитых странах. Да и на перепрофилирование Улан-Удэнского завода под камовские вертолеты потребуется ни один миллиард рублей и ни один год. Кроме того, 27 марта 2006 г. ОАО "ОПК "Оборонпром" и компания Orangeville Consultants Inc. подписали протокол о создании совместного российско-иорданского предприятия Oboronprom Middle East по сборке вертолетов типа Ка-226 в Иордании. На вопрос, есть ли смысл налаживать еще одно камовское производство внутри страны, в Улан-Удэ, если рынок тесен даже для уже существующих камовских производств, "Оборонпром" хранит молчание. Есть все основания полагать, что заверения по поводу модернизации УУАЗа — такая же демагогия как обещание не сворачивать производство Ми-17.

На самом деле ведущие эксперты по оборонной промышленности сходятся во мнении, что существующие в стране мощности вертолетных заводов избыточны, что для удовлетворения потребностей рынка достаточно одного завода, выпускающего МИГи. У нас в стране их два. Пока УУАЗ и КВЗ были самостоятельны, они могли свободно конкурировать и прекрасно существовали. Возможно, со временем один завод вытеснил бы другой с рынка. И вполне вероятно, что в выигрыше все-таки оказался бы уланудэнский. Однако наш завод волевым решением лишают возможности биться в честной конкурентной борьбе за потребителя. Вообще, еще на заре холдингов даже руководители антимонопольной службы высказывали вполне обоснованное возражение против создания интегрированных структур, расценивая их как ликвидацию конкуренции, что противоречит конституции. Потом эти разговоры умолкли — по-видимому, здравые возражения затрагивали интересы слишком могущественных личностей. Но это сути не меняет. Конкуренция действительно убита. Свобода соперничества и выбора тоже. Останется только возможность принять неизбежное. Если Казань полностью заполучит производство Ми-171, что теперь почти не вызывает сомнений, то перспективы нашего завода очень печальны.

Метки:
baikalpress_id:  66 513