В Русском драмтеатре на молодежи ставят эксперименты

Евгений Зайд: "Этот поворот сознания сейчас необходим, пусть его многие и не примут, но театр всегда должен идти, опережая общественное мнение"

Шокирующий спектакль, рассчитанный на зрителя с клиповым мышлением, свергнет личностные авторитеты

В необычной форме — читка пьесы на импровизированной сцене в театральном кафе, артисты русского драматического театра будут представлять зрителям пьесы, написанные современными российскими драматургами. Используя "малую" сцену, в театре планируют изучать реакцию улан-удэнцев на неоднозначное, а порою и даже шокирующее отражение истории.

Западнее Урала это чрезвычайно популярно

Подобная практика предварительного показа пьесы, где постановочные расходы сведены к минимуму, а главным становится выявление зрительского интереса к содержанию спектакля, во всем театральном мире является достаточно популярной. Во Франции существует целый клуб-лаборатория под названием "Бокал". Драматурги в течение суток пишут каркас пьесы, т. е. основу сюжета, а на утро ее читают перед публикой, прямо "с листа" изучая реакцию зрителей на написанное. Чтобы знать наверняка, нужны ли данные темы зрителю. В Улан-Удэ подобные "читки" не раз устраивали в Молодежном художественном театре, был опыт и у Русского драматического, когда в 1993 году режиссер Вячеслав Кокорин проводил подобный эксперимент в рамках фестиваля "Восток-Запад: диалог культур". Это была одна из древнегреческих трагедий Эсхила. На этот раз выбор режиссера-постановщика Владимира Витина и художественного руководителя экспериментального проекта Евгения Зайда пал на современную драматургию. И это, по словам главного режиссера театра, не случайно.

"В нашем театре за исключением чисто коммерческих, развлекательных проектов — пьес "Слишком женатый таксист" и "Он, она, окно, покойник" — современная российская драматургия не представлена совершенно. Я считаю это упущением, — объясняет главный режиссер ГРДТ им. Н. Бестужева Евгений Зайд. — Получается, что идет отрицание современной русской драматургии, хотя среди ее представителей сегодня можно встретить немало очень хороших и серьезных писателей. В любом театре, расположенном чуть западнее Урала, практика экспериментального знакомства зрителей с новой драматургией очень успешна и мы хотим донести ее до улан-удэнцев".

Пьеса о войне вряд ли понравится ветеранам

Первой пьесой, с которой начнут "читку на зрителя" в театральном кафе, вмещающем чуть более сорока человек, будет произведение екатеринбургского драматурга Олега Богаева "Марьино поле". По мнению многих критиков, произведение очень неоднозначное. Три столетние старухи из глухой деревни Малые опята, где кроме них никого не осталось, запрягли в телегу корову и отправились на железнодорожную станцию встречать с фронта погибших мужей. По сюжету, бабульки встречают на своем пути Сталина, Левитана и даже Гитлера. Причем не всегда понятно, бред ли это выживших из ума старух или необъяснимая реальность.

Уже сейчас в театре им. Н. Бестужева уверены: пьеса вряд ли понравится ветеранам. Премьера может шокировать публику, привыкшую к традиционному освещению военной темы. "Марьино поле" — не о великом подвиге советского народа, даже не о войне. Пьеса, по мнению художественного руководителя проекта Евгения Зайда, скорее о любви, материнстве и родине. Понятия, которые, считает режиссер, нужно выводить на первый план: "Сегодня нужно менять сознание зрителей, раньше был патриотизм личностный, не было понятия Родина, Россия. Все шли за Сталиным, Горбачевым, Ельциным, сейчас идут за Путиным. Я считаю, сегодня просто необходимо срывать с пьедестала личностные имена. На сцену должно выходить подлинное понятие родины. Этот поворот сознания сейчас необходим, пусть его многие и не примут в данное время, но театр всегда должен опережать общественное мнение", — объясняет Евгений Зайд.

Поколение с клиповым сознанием нуждается и в новой форме

Что касается зрителя, на которого рассчитана новая пьеса, то им, по мнению постановщика Владимира Витина, в первую очередь должна стать молодежь. На первый показ планируется пригласить наиболее "продвинутую" публику — студентов-филологов и историков. В любом случае, уверены режиссеры, работающие над постановкой, пьеса, написанная по новым законам драматургии, заснуть во время просмотра молодому зрителю не позволит.

"Не секрет, что у молодежи подсознательное отрицание классики, студенты приходят посмотреть "Вишневый сад" или "На дне" только в качестве какой-то обязаловки. Получается, что если среднее и старшее поколение может обогатиться духовно на наших традиционных спектаклях, то молодежь мы сегодня зачастую развлекаем современными комедийными постановками, а задуматься ей не над чем", — говорит Евгений Зайд.

Режиссер-постановщик пьесы "Марьино поле" Владимир Витин также уверен, что за общим ускорением должен поспешить и театр, иначе он останется невостребованным у молодежи.

"Скорость жизни в последние годы значительно изменилась, она стала очень динамична. Поэтому все пьесы, которые идут на сцене театра, тоже должны быть скоростными, динамичными. Сейчас нельзя монотонно стоять на сцене и два часа о чем-то медленно говорить. Современный зритель этого не поймет, потому что нынешнее поколение — это люди с клиповым сознанием. В пьесе, которую мы выбрали к постановке, за стремительно происходящими событиями скрыта глубокая философия. На самом деле, здесь, как и раньше, человек пытается определить свое предназначение в жизни", — говорит Владимир Витин.

Представить зрителю "шокирующую" пьесу в театре планируют уже в начале февраля. Основные роли трех главных героинь-старух в пьесе будут играть исключительно заслуженные и опытные актрисы, большей частью привыкшие к традиционной трактовке истории — народная артистка России Нина Туманова, заслуженная артистка России Лилия Архипова и народная артистка Бурятии Галина Харитонова.

Метки:
baikalpress_id:  65 797