Супермаркеты сошлись в жестокой схватке за клиентов

Предложение уже сильно превысило спрос, а потому бум строительства кеш-энд-керри должен привести к временному падению цен

Город Улан-Удэ по-прежнему застраивается огромными супермаркетами. Вести об открытии очередного детища современной торговли приходят с завидной регулярностью. Бизнесмены торопятся обозначить свое присутствие то в одной части города, то в другой. Скоро в Улан-Удэ уже не останется неосвоенных территорий — первый этап супермаркетовской эволюции пройден. Начинается самое интересное.

Битва за успех

Рост супермаркетов в Улан-Удэ уже превысил норматив, установленный мировой практикой. Торговое противостояние стало вездесущим.

Этим летом на Левом берегу открылся кеш-энд-керри — супермаркет сети "Абсолют". Бум докатился даже до тех отдаленных краев. Этот супермаркет, как и все другие, нацелен не только на покупателей, живущих здесь, но и на проезжающих через Левый берег на Байкал.

Без "туристических" покупателей его, возможно, было бы невыгодно открывать. Однако, хотя поток "мимолетных" покупателей на Левом берегу гораздо меньше, чем в супермаркете "Спутник" на Ербанова, руководство "Абсолюта" посчитало нужным его охватить. Супермаркеты переходят с центровых "рыбных" мест на "мелководье", охотятся за любыми более-менее заметными "косяками" клиентов. Правильным ли оказался расчет в данном случае, покажет время.

Даниил Дондупов, директор Центра поддержки предприятий "Макон": "Существуют расчеты, сколько торговых площадей должно приходиться на определенное количество населения. Уже в мае этого года в Улан-Удэ обеспеченность торговыми площадями составляла 115% этого нормы, т. е. предложение превышало спрос".

Открытие новых супермаркетов в Улан-Удэ продолжится. Розничные сети будут с ностальгией вспоминать времена, когда на рынке было просторно, и они могли расходиться без большого противостояния. Для разросшихся сетей становится тесновато. Так как у "мелководья" небольшой потенциал, сети супермаркетов будут вынуждены биться лоб в лоб или, если хотите, "стенка на стенку". Везде, где позволяет планировка улиц.

Это как в футболе — к чужому игроку прикрепляют своего "опекуна". Если где-то есть чужой супермаркет, в том же районе строят свой. Ну а дальше, уж кто кого. В битве за успех владельцы сетей супермаркетов внушают своим работникам, что "победа будет за нами". В конечном итоге повезет не всем, но каждый бизнесмен не позволяет себе думать, что в числе проигравших окажется он.

Тактика измора

Прямая конкуренция уже появилась. В п. Восточный есть расположенные недалеко друг от друга супермаркеты "Спутник" и "Титан". Сейчас на Стрелке строится огромный супермаркет сети "Титан". После своего открытия он составит серьезную конкуренцию находящемуся рядом "Гевсу". "Титан" будет разыгрывать те же карты, что и "Гевс" — расположен на тех же автомагистралях, в том же районе. Клиент уже будет выбирать. А фирмы будут искать какие-то методы, чтобы завлечь покупателя. Например, цены.

Даниил Дондупов: "Если говорить о рынке бытовой техники, то один из ярких примеров — это приход сети "Эльдорадо". До ее захода местные сети чувствовали себя более-менее уверенно. Когда два года назад пришло "Эльдорадо", начались очень интересные вещи: новая сеть обрушила цены и на какое-то время оттянула поток посетителей на себя. Такая же ситуация была на компьютерном рынке. До прихода "Комтека" наценка на компьютеры у нас составляла до пятидесяти процентов. В компьютерном бизнесе это очень солидный процент. "Комтех" обрушил цены на этом рынке. В городе из-за этого закрылось несколько небольших компьютерных фирм. Остальные были вынуждены уменьшить наценки, улучшать сервис и т. д.".

Однако цены невозможно снижать бесконечно. И вот тогда бизнесмены всерьез задумаются о неценовых методах борьбы: улучшении качества обслуживания, снижении расходов за счет улучшения логистики, более эффективной маркетинговой и рекламной стратегии. Для этого надо интенсивнее вкладываться в обучение персонала как торгового, так и специализированного — мерчендайзеров, логистов, маркетологов, PR-службы, службы развития персонала и т. д.

Деление на промышленные и продовольственные магазины исчезнет

Улан-удэнские супермаркеты делятся на продовольственные и промышленные. С обострением конкуренции ситуация изменится. Даниил Дондупов: "Когда конкуренция в сфере питания возрастет еще больше, на мой взгляд, владельцам крупных магазинов, претендующих на формат "Cash&Сarry", можно двигаться в сторону расширения ассортимента за счет промтоваров. Возможно, просто за счет сдачи площадей в аренду".

Даниил Дондупов: "Гипермаркет в традиционном понимании этого явления — это огромный магазин с бесплатной автостоянкой, с сопутствующими дополнительными услугами (фаст-фуд, небольшие бытовые услуги, развлечения), вынесенный за город, в пригород и площадь которого составляет от 5 до 10 квадратных километров и который стоит на большой транспортной магистрали. Там должны продаваться товары, которые рядовой потребитель покупает не реже одного раза в год. Представляете, какой ассортимент должен там быть?

Я сомневаюсь, что в Улан-Удэ появятся гипермаркеты. Есть расчеты, говорящие, что на один гипермаркет должно приходиться около 150—200 тыс. человек населения. Если не учитывать уже существующие розничные сети, наш город сможет "переварить" только два гипермаркета. Но их нельзя не учитывать. Бизнесмены понимают это, и лично я ничего не слышал о таких проектах".

"Карлики" против гигантов

В розничной торговле идет война всех против всех. Труднее всего приходится небольшим одиночным магазинам, которых называют "у дома". Как говорится, трудно магазину, когда он один, горе одному — один не воин. Будь они объединены в сеть, к примеру, под эгидой того же Буркоопсоюза, их положение стало бы гораздо устойчивее.

Даниил Дондупов: "Даже в Германии, где на гипермаркеты и супермаркеты приходится 90% розничной торговли, магазины "у дома" не исчезли. Просто там владельцы оценили преимущества кооперации и, создав сеть, объединили усилия и финансовые возможности. Появился единый бренд, единый дизайн, единая логистика, на рынке проводится единая маркетинговая политика. Это позволило сэкономить на издержках и эффективно работать.

Новые члены, желающие войти в сеть, не платят за франшизу, только покупают товары со складов единой компании и отчисляют около 0,5% от оборота на маркетинг и рекламу.

Попытка организовать подобную сеть была и в Улан-Удэ. Зимой этого года заявила о своем создании Ассоциация независимых магазинов. Она также заявляли об объединении усилий и финансовых возможностей для снижения издержек и о совместном лоббировании своих интересов. Сейчас данная ассоциация уже не существует".

"Карлики" улан-удэнской торговли не смогли объединиться, но создание сети магазинов "у дома" перспективно. И хотя сами предприниматели пока не смогли договориться, в Улан-Удэ может появиться игрок, который начнет скупать мелкие магазины и создаст такую сеть. В крупных городах России они уже есть.

Гиганты, сошедшиеся в битве, тоже не спешат сливаться. Прежде всего, объединиться мешает предпринимательская гордость и деловые амбиции. Каждый верит в свою звезду.

В этом есть плюсы. Навыки, приобретенные в "боях местного значения", позволят, по мнению директора ЦПП "Макон", улан-удэнским сетям вполне успешно противостоять не только друг другу, но и крупным сетям межрегионального масштаба.

Правда, что будут делать гордые и амбициозные уланудэнские бизнесмены, когда раздастся тяжелая поступь всероссийских сетей, не знает никто. Наверное, не знают и сами предприниматели. На размышление у них есть еще год-два, пока "Пятерочка", "Седьмой континент", "Копейка" и другие монстры делят города-миллионники, наши двинули в деревню.

Метки:
baikalpress_id:  65 070