Получит ли республика обещанный миллиард?

Условия, при которых деньги придут в республику, могут оказаться для нас невыполнимыми

Миллиард рублей, обещанный Бурятии на строительство дорог близ Байкала, уже заложен в проект бюджета России на 2006 год. Деньги запланированы на строительство и реконструкцию трассы Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан (точнее, на ее участок от Улан-Удэ до Усть-Баргузина) и достройку моста через Селенгу. Мост должен заменить собой паромную переправу на автодороге Тресково — Оймур — Заречье. Но денег может и не быть.

Бурятия обсуждает с Москвой свою долю

Проектом российского бюджета предусмотрено, что субсидии будут предоставляться при условии выполнения республикой обязанности по долевому финансированию стройки.

Судьба стройки теперь зависит от того, какую долю должна будет внести республика. Наш "строительный" взнос может колебаться от нуля до пятидесяти процентов от необходимых средств. Сейчас руководство Бурятии ведет переговоры на сей счет, стараясь максимально снизить бурятскую долю.

Республиканские расходы на дорожное строительство будут рассматриваться на сессии НХ РБ. Какую сумму утвердят депутаты, пока неясно. Но уже понятно, что если долевое финансирование РБ составит максимальные 50%, то счет пойдет на многие сотни миллионов рублей. И Бурятия будет не в силах выполнить такие условия.

Дорога жизни

Трасса Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан, с выходом на дорогу до Нового Уояна, для республики крайне важна. Дорога жизни, можно сказать. Ее предназначение в том, чтобы обеспечить "северные территории" устойчивым транспортным сообщением с обжитыми районами республики. Ведь в некоторые места можно добраться только по воздуху. Данная дорога, впервые в истории, должна связать республику воедино надежными земными дорогами.

Стратегическую трассу начали строить еще в СССР. Первый этап стройки проходил с 1978 по 1986 гг. Тогда было обустроено порядка 70 км в Прибайкалье — сделан обход райцентра п. Турунтаево, дошли до Гурулево, сделали участок за Кикой.

Но построенную в те времена дорогу ждала трудная судьба. С момента сдачи дороги не было проведено ни одного текущего ремонта. Обходились содержанием: где-то ямку ликвидировать, где-то подсыпать дорожное полотно...

После 13 лет затишья в 2003 году стройку продолжили. Были проложены несколько километров перед Кикой. Сейчас строится участок до Гремячинска, правда, до самого населенного пункта дорогу не сделают — останется шестикилометровый разрыв.

Николай Прокофьев, первый заместитель руководителя Республиканского дорожного агентства: "Конечно, надо делать капремонт дороги, построенной на первом этапе. Мы хотели бы пустить на это часть из обещанного миллиарда рублей, отремонтировать дорогу, начиная от Верхней Березовки и дальше. Но федеральные деньги на эти цели расходовать запрещено, средства выделяются только на постройку новых участков".

Мост в будущее

Запланированная достройка моста у с. Тресково имеет для Бурятии огромное значение. Сегодня в теплое время года транспорт форсирует Селенгу с помощью парома, который работает шесть месяцев. Зимой все ездят по льду. Но в межсезонье — во время ледостава и ледохода — жизнь замирает.

Общая продолжительность сезонных перерывов движения достигает трех с половиной месяцев. В это время перебраться с одного берега на другой можно только через мостовой переход в Улан-Удэ. Перепробег машин составляет 224 км. А потери времени на переправе в расчете на один автомобиль в среднем равняется 40 минутам.

После сдачи в эксплуатацию мост обеспечит круглогодичный проезд автотранспорта на север республики, обеспечит доступ к южному побережью Байкала, повысит уровень обслуживания в туристической сфере. А здесь, по словам президента Леонида Потапова, к 2015 году будет занято 88 тысяч человек, в т. ч. 25 тысяч будут непосредственно заниматься туризмом.

Новые участки дороги Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан будут отвечать современным требованиям. По словам Николая Прокофьева, строители стараются как можно аккуратнее вписывать трассу в ландшафт местности. Качество дорожного покрытия рассчитано уже на современные нагрузки. На строящихся участках обеспечен и более высокий уровень безопасности. Делаются более пологие откосы дорожных насыпей. Слетев с дороги, машина уже не перевернется, а просто съедет вниз. Предусматривается и создание особых уклонов дорожного полотна на поворотах — они помогут автомобилистам, делающим вираж, удержаться на дороге. Aольшое внимание уделяется разметке.

Дорога жизни откроет северу Бурятии новые перспективы. Север решит свою старую проблему — 174-километровое абсолютное бездорожье от местности Таза (близ Улюнхана) до с. Кумора. От Курумкана до Улюнхана, а также от Куморы до Нового Уояна и далее до г. Северобайкальска дороги уже существуют.

На окончание строительства и реконструкцию обветшавших участков дороги Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан требуется 3,2 млрд. рублей. При благоприятном стечении обстоятельств бурятская дорога жизни может быть закончена в 2010 году. Но поступят ли деньги в республику, зависит от исхода переговоров нашего правительства с Москвой.

Метки:
baikalpress_id:  65 026