В республике кипит "божественная" стройка

Восстанавливаются сразу несколько церквей, на нужды храмов жертвуются целые состояния

После долгого перерыва в Бурятии заметно оживилась церковная жизнь. Было время, когда в республике нетрадиционных приходов было больше чем традиционных. Сейчас все сильно меняется — православие Бурятии переживает невиданный подъем. В скором времени будут возводиться храмы в п. Орешково (городские власти уже выделили землю для этих целей), в кварталах, будут восстановлены старейший Троицко-Селенгинский монастырь, Богоявленская церковь в Ильинке. Также достраивается Свято-Никольская церковь в Железнодорожном районе.
В Бурятии достаточно щедрых бизнесменов, которые, преимущественно тайно, жертвуют большие деньги на возведение церквей. Для поклонения верующих стали доступны мощи святых и чудотворные иконы. А в воскресные и праздничные дни в церкви собирается столько прихожан, что яблоку негде упасть. Во многом духовный взлет в республике происходит благодаря священнослужителям. Один из самых почитаемых и любимых в народе духовных отцов, усилиями которого был возрожден самый первый в Бурятии Свято-Одигитриевский храм, неугомонный строитель церквей и душ человеческих — отец Евгений, с которым и встретился наш корреспондент.

Сам священник ценит свой вклад очень скромно, говоря, что так вышло, что господь избрал его для восстановления храмов, не было бы его, церкви бы все равно восстанавливались. На то и воля божья. Сейчас цель отца Евгения — изыскать средства для перечисленных выше дел, чтобы работа по восстановлению и строительству храмов не прекращалась ни на день. Для этого создан фонд Андрея Первозванного. А сразу после нашей беседы отец Евгений отбыл в Москву, к Владимиру Якунину, возглавляющему одноименный фонд для того, чтобы найти жертвователей в Москве.

— Отец Евгений, православные храмы возводятся благодаря помощи прихожан. Эта традиция меценатства ведь имеет очень глубокие корни. Так, говорят, в прошлом веке у нас, в Бурятии, был свой Нобель...

— Наша земля всегда славилась благотворителями. Человек, о котором вы говорите, — Александр Второв, владелец мануфактур и торговых предприятий. В завещании действительно приказал передать свой капитал в пользу бедных, деньги оставить неприкосновенными, а проценты раздавать нищим. Мещанин Петр Фролов выделил прекрасный каменный дом для реального училища и учредил стипендию, затем завещал 100 тысяч рублей (сумму по тем временам астрономическую) для возведения храма Святого Иоанна Крестителя. Таких меценатов было много.

Не оскудела и в наше время нива жертвователей. Трудами этих людей и был воздвигнут из праха наш Свято-Одигитриевский собор, также возрождаются другие храмы нашей республики. Меценаты отдают деньги из духовной потребности, часто тайно, не ради славы. Я бы с большой теплотой и радостью назвал таких благодетелей как Виталий Морозов, который первый отозвался на нашу просьбу о помощи и пожертвовал миллион рублей на храм; Анатолий Кулев, руководитель фирмы "Эгрегор", глубоковерующий человек, который с большой радостью приходит на помощь церкви; Александр Елгин, директор ООО "Стелла-Транс"; Александр Мельников, директор ЛВРЗ; Леонид Белых, руководитель Авиазавода. 14 сентября освящен верхний предел Спасо-Преображенского храма в Посольском монастыре. Монастырь восстанавливается вот уже несколько лет главным образом благодаря помощи благодетеля Виктора Сухарева, уроженца нашего края, ныне московского предпринимателя.

До революции в Верхнеудинске было 8 храмов при населении 7 тысяч человек. Сейчас пока открыто 4 храма и несколько часовен, так что у нас очень много работы впереди. Но если мы чувствуем себя соработниками божьими, стараемся в этом преуспеть, тогда все очень быстро выходит. Строить ведь храмы в физическом их воплощении — не самое трудное. Гораздо более трудное дело — строительство храмов в душах человеческих, их спасение.

— В скором времени в Бурятию прибудут нетленные мощи архиепископа Иркутского Иннокентия. Насколько мне известно, мощи эти известны очень многими чудесами. Даже сразу после обретения святые мощи стали спасать жизни людям. Так, пишут, что из-за мощей поезд, на котором они следовали из Ярославля, отстал от расписания. Позже на железной дороге произошло крушение двух товарняков и если бы не опоздание, на их месте оказался бы как раз пассажирский поезд. Только зарегистрированные свидетельства исцелений от мощей архиепископа Иннокентия исчисляются тысячами. Насколько мне известно, на нашей земле прославлены и другие святые?

— Прославленных церковью святых у нас было несколько. Недавно были обретены мощи святителя Варлаама Чукойского, известного и очень почитаемого в Забайкалье миссионера и чудотворца. Это очень интересная история, которая говорит, прежде всего, о промысле божьем. Когда я служил в Свято-Троицком храме, как-то зашел разговор: очень жаль, что в храмах Бурятии нет мощей святых. Вскоре произошли следующие события.

Мне неожиданно приносят книгу архимандрита Милентия. В ней описывалось житие Варлаама Чукойского. А до этого момента у нас мощи Варлаама считались безвозвратно утраченными. В этой же книге на последней странице было точно указано, где они упокоены.

Мы срочно собрали экспедицию из священников, краеведов и археологов и отправились в Читинскую область. Близ села Олук в тайге, в горах, мы нашли останки совершенно разрушенного монастыря, от которого остался только фундамент. До нас было множество экспедиций здесь, но они не увенчались успехом. Мы же среди останков храма сразу нашли близ алтаря согласно описанию епископа Мелентия место предполагаемого склепа и начали копать. Уже стал виден спуск в склеп. Площадка. И вдруг среди ясного неба раздались страшные раскаты грома. Здесь нам стало совершенно ясно, что это и есть могила святителя Варлаама. А почему гром гремит? Мы не имели права обретать мощи без благословения патриарха. Экспедиция собралась в обратный путь. По приезду домой, мы испросили благословение патриарха. Через месяц вернулись с большой группой паломников опять в тайгу и обрели, наконец, святыню.

После обретения мощей сразу начали происходить чудесные исцеления от них. Даже земля, в которой покоились мощи и которую мы привезли в храм и раздали верующим, оказалась чудотворной. Прихожане очень много рассказывали потом, что от этой земли была помощь в их делах, в сложных ситуациях, в исцелениях болящих. Сейчас частицы святых мощей находятся в нашем храме.

Другим святым, жившим и долгое время служившим на территории Бурятии, как я уже упоминал, является Милентий архиепископ Рязанский, который долгое время служил в наших краях, частицы его мощей теперь также находятся у нас в храме.

В лике святого прославлен и свещенномученик Ефрем, епископ Селенгинский. Его мощи, к сожалению, никогда не будут обретены. Он был схвачен вместе с другими священниками после проведения Собора в 18 году и расстрелян в Бутово.

— В Забайкалье очень много фактов помощи людям от чудотворных икон. Какие образа сегодня у нас наиболее почитаемы?

— Прославилась защитой и покровительством верующих чудотворная икона Божьей матери Одигитрия, которая находится в нашем Свято-Одигитриевском храме, и которая некоторое время назад мироточила. Верующие, от всего сердца молящие Богородицу о помощи перед святым ее образом, получают ее. В исцелении неизлечимых болезней, в сложнейших ситуациях, в поисках мира семейного и т. д.

Своими чудотворными мироточивыми иконами известна Ильинка. Чудотворной считается икона Серафима Соровского, которая находится в Свято-Троицком храме, ее выкупил у коллекционера и подарил храму Виталий Морозов. Эти образа обладают большой благодатной силой и приносят помощь и утешение обращающимся к ним.

— Многие в случае неизлечимых, тяжелых недугов обращаются не с молитвой к иконам, а к целителям, гадалкам. Как нужно вести себя в болезни?

— Обращаясь к бабкам, гадалкам, люди отворачиваются от бога, предают его. Взамен промысла божьего и поиска его, они ищут заботы сатаны.

Когда человек смертельно болен, он находится у крайней черты. И в этом состоянии обращаясь к богу на самом деле бывает услышан. Очень много зависит от того, как молить господа. Нужно верить всем сердцем, тогда помощь придет обязательно. Как в священном писании сказано: имеете веру с горчичное зерно, скажете горе сдвинуться и будет так. Исцеление смертельнобольных в православии — обычная практика. Я был свидетелем таких необъяснимых, с точки зрения обычной логики, случаев много раз. После усердных молитв исцелялись люди с травмами, несовместимыми с жизнью, вставали с постели умирающие, выздоравливали младенцы, надежд на выздоровление которых не было даже у врачей.

Ведь все зависит от того, чему и кому мы подчиняем свою жизнь. Если мы полагаем, что после смерти нас ждет забвение и пустота, то мы и получим забвение и пустоту. Если нас наполняет вера в бога и осознание того, что нас ждет свидание с ним, то мы совсем по-другому оцениваем всю свою жизнь. Пытаемся понять, чего от нас хочет господь, к чему готовит, для чего посылает испытания. Начинаем по-другому оценивать и радость, и горе. Болезни, часто тяжелые, смертельные, повергающие человека в уныние, попускаются людям, чтобы мы о бессмертной нашей душе вспомнили.

Любит господь, значит, посылает испытание. Я знаю людей, которые на пороге смерти после тяжелейших травм, операций переоценивали всю свою жизнь, обновлялись духовно и получали исцеление.

  • Справка "Номер один"

Чудотворная икона Божией матери "Одигитрия"

Икона Божией Матери "Одигитрия" издревле считается одной из самых чудотворных и почитаемых в православии. По преданию она была написана евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы и хранилась в Иерусалиме.

Греческий император Константин Порфирородный выдавал свою дочь, царевну Анну, в 1046 году за Черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил ее иконою в путь. По этой причине икона и названа Одигитрия (в переводе с греч. Путеводительница). По наследству она досталась сыну Всеволода, Владимиру Мономаху, который перенес ее в Смоленск. С того времени икона называется Смоленской.

В XIV веке "Одигитрия" была перенесена в Москву, но в XV в. жители Смоленска попросили вернуть икону их городу. Торжественно, с крестным ходом провожали икону из Москвы и, совершив перед ней последнее прощальное молебствие на Девичьем поле, отпустили ее в Смоленск. Позже, в память об этом событии, в Москве был основан Новодевичий женский монастырь.

Смоленская икона Божией Матери прославилась множеством чудес. В 1237 году икона явила великое чудо при отражении татаро-монгол от стен Смоленска. Жители города, чтобы получить помощь, наложили на себя строгий пост, каялись, исповедуя свои грехи, испрашивали прощения.

Перед Бородинской битвой в 1812 году Смоленская икона была привезена в Москву. Во время Бородинского сражения икону обносили вокруг города и по лагерю наших войск, чтобы укрепить дух воинов. К ней стекались толпы народа, прося оградить их жилища от безбожных завоевателей. Перед ней прибывший в армию главнокомандующий М.И. Кутузов молил Небесную Владычицу о спасении России. Это ее приказал Кутузов пронести накануне Бородинского сражения перед рядами воинства, которому предстояло сражаться на слабо укрепленных позициях против превосходящих сил неприятеля. И победа была одержана.

Сама икона находится в настоящее время в городе Смоленске. А чудотворных и особо чтимых списков (копий) с иконы насчитывается более тридцати. Среди них и чудотворный образ Божией Матери Одигитрии Смоленской, находящийся в Свято-Одигитриевском соборе города Улан-Удэ. Написанная уральскими мастерами в конце XVIIIначале XIX века икона эта в ноябре 1999 года в течение двух недель мироточила и благоухала, свидетелями чего стали многие прихожане храма. Этот образ известен очень многими чудесами: исцелениями, помощью в тяжелых жизненных ситуациях, поисках близких и т. д. Пред Смоленской иконой Божией матери принято молиться перед путешествием, в период болезней. Эта чудотворная икона является целительницей зрения, помогает вдовам и сиротам, заблудшим и потерявшим цель в жизни.

Метки:
baikalpress_id:  64 931