"Земные космонавты" не доживают до пенсии

В Бурятии создан специальный центр для снятия нервного напряжения у машинистов электровозов

Среди машинистов электропоездов и тепловозов существует своеобразная каста "счастливчиков": за время работы на железной дороге с ними не произошло ни одного случая, связанного с трагической гибелью людей. По словам железнодорожников, таких людей очень мало. Коллеги говорят о них просто: они родились в рубашке, иначе их везение ничем другим необъяснимо. Машинистов, под колеса которых хотя бы однажды попал человек, — большинство. Они никогда не забывают эти трагедии. О том, что с ними произошло, многие стараются не рассказывать.

Многие из них умирают от стрессов

Высокие перегрузки, ответственность за жизни многих людей, необходимость принимать решение в сложных обстоятельствах. В списках самых нервных и стрессовых профессия машиниста давно занимает лидирующее место. Многие сравнивают ее с профессией летчика или космонавта, только на земле. Стопроцентно крепкое здоровье, психическая устойчивость к перегрузкам. Требования жесткие, но необходимые, ведь от уровня профессионализма машиниста зависят жизни многих людей.

Постоянное высокое напряжение сказывается на их здоровье: большинство машинистов не доживает до пенсии, хотя уходить на отдых им положено на пять лет раньше положенного срока. Из-за острых и неожиданных инцидентов на дороге многие умирают внезапно. Последний случай смерти на рабочем месте произошел в Тайшете. Молодой и здоровый парень, помощник машиниста, умер прямо в кабине тепловоза.

У самоубийц есть излюбленные участки

Существуют места особенно опасные. Все машинисты их знают и проезжают на пределе нервного напряжения. Это повороты, на которых любят сводить счеты с жизнью самоубийцы, станции, где пассажиры перебегают линии. Напряженных участков много, но на железной дороге почти любой метр может стать для машиниста серьезной проверкой на прочность. Особенно, если поезд идет на скорости, а по шпалам спокойно перебираются люди. Один из машинистов, Андрей, рассказал, что в его практике было несколько случаев, когда люди прямо из-под колес уходили. Он, как мог, тормозил, но они продолжали идти по шпалам и только в последний момент уворачивались от локомотива. По словам машиниста, после этого у него тряслись руки, а люди как шли спокойно, так и продолжали идти.

Этим летом поздно вечером на перегоне между станциями "Клюевка — Мысовая" под поезд попал 53-летний мужчина. Он приехал к матери в гости из Санкт-Петербурга. Машинист заметил человека и просигналил, но мужчина не остановился и при приближении поезда побежал через пути. Экстренное торможение не спасло мужчину — он погиб на месте. Как потом выяснило следствие, приезжий был в состоянии алкогольного опьянения.

Такое может свести с ума

Александр Маснев, машинист тепловоза пассажирского движения, удостоенный в этом году высшей отраслевой награды "Почетный железнодорожник", рассказал случай, о котором до сих пор не может вспоминать без содрогания:

"Это произошло давно, тогда я только начал работать машинистом, 24 года назад. Под мой поезд попал девятилетний ребенок. В то лето двое мальчиков оказались на железнодорожном полотне. Один из них лежал в колее, а другой на краю шпал. Мы сигналили, а они лежали и не слышали нас. Как потом выяснила милиция, у детей был тепловой удар".

Чего стоили машинисту и его бригаде те секунды приближения к детям, не может понять никто. А осознавать, что именно сейчас лишаешь человека жизни и ничего не можешь с этим поделать, не просто тяжело, это может свести с ума. Страшная картина происшедшего может месяцами стоять перед глазами, сниться по ночам. Именно изза таких моментов машинисты седеют намного раньше срока.

Только поставленная на профессиональную основу в ОАО "Российские железные дороги" комплексная психологическая реабилитация железнодорожников может привести машиниста в норму.

Опасные игры

По словам машиниста, много опасных ситуаций на пути возникает из-за детских шалостей. Особенно часто и творчески развлекаются дети на перегоне между станциями "Заудинск — Тальцы". Дорога проходит здесь рядом с частным сектором и мимо кварталов. Дети собираются группами недалеко от дороги, чтобы понаблюдать, как поезд проходит по положенным ими на пути кирпичам, бутылкам и палкам. Но особенно опасным для тепловоза считается железо: из-за него локомотив может слететь с пути.

На этом перегоне в 2005 году уже произошел трагический случай, в результате которого погиб подросток. 11 мая вечером двое пятнадцатилетних близнецов шли из поселка Южный по междупутьям домой в поселок Никольский. Братья двигались друг за другом. Пропуская встречный поезд, они отскочили к другому пути, по которому шел еще один состав. Машинист, увидев парней, применил экстренное торможение, но скорость была слишком большая, и остановить тепловоз было уже невозможно: махину в 1 200 тонн сразу не остановить даже при всем желании, для этого необходимо полтора километра. Поезд сбил одного из братьев, который, отлетев, своим телом отбросил от тепловоза второго брата и спас тем самым его от смерти.

Женам машинистов запрещено ругаться

"Это только кажется, что тепловоз идет медленно. Видимо, многих это и подталкивает перебежать пути или проскочить на переезде, — продолжает Александр Маснев. — Очень часто на пути выезжают машины, это для нас настоящая беда. Не смотрят ни на знаки, ни на светофор, а я ведь людей везу, за жизнь их отвечаю. Вот прошлой зимой прямо под колеса ко мне выехала машина. Водитель торопился, а у меня чуть тепловоз с рельсов не сошел".

По инструкции перед дорогой машинистам необходимо высыпаться не менее 6 часов. Естественно нельзя пить, а, кроме того, выяснять отношения с женой. Кстати, с женами на железной дороге проводится отдельный инструктаж. Им советуют беречь мужей от любых отрицательных факторов перед дорогой. От благополучия в семье, по словам машинистов, зависит все, да и работа уже не кажется такой тяжелой.

Метки:
baikalpress_id:  64 917