Байкал и Китай спасут Бурятию

Что ждет республику в ближайшие три года и как подготовиться к предстоящим изменениям

На прошлой неделе Бурятию посетил Андрей Милехин, директор исследовательского холдинга ROMIR monitoring, доктор социологических наук. Он выступил на конференции перед местным бизнес-сообщестом, поделился опытом с коллегами и дал эксклюзивное интервью газете "Номер один". В интервью Андрей Милехин представил свое видение того, что ожидает республику в ближайшие три-пять лет, и что необходимо нам предпринять, чтобы стать самодостаточным регионом.

В брэнды вкладываться выгодней, чем в материальные ресурсы

Андрей Милехин как никто другой знает, какие сейчас происходят процессы на российской бизнес-арене. Исследовательский холдинг ROMIR Monitoring, возглавляемый им, является крупнейшей в стране независимой исследовательской компанией, специализирующейся на социологических исследованиях.

— То что произойдет в Бурятии в ближайшие два-три года для меня вполне очевидно, — говорит Андрей Милехин. — Сейчас мы наблюдаем процесс экспансии столичного бизнеса в глубь России. В свое время Москва пережила это, когда на рынок мегаполиса вторгался международный бизнес.

По словам социолога, Бурятия сегодня находится в выгодном положении (в позиции аутсайдера есть свои преимущества) — мы знаем или можем на примере других регионов наблюдать, что нас ждет и у нас есть время, чтобы в полной степени подготовиться к предстоящим изменениям.

— Я считаю, что улан-удэнские бизнесмены просто должны ездить и смотреть на то, что сейчас происходит у соседей, - - делится Андрей Милехин. — Стремление примитивно заработать должно сейчас уйти на второй план, прежде всего необходимо занять те позиции, которые будут востребованы завтра.

По словам исследователя, первыми на себе испытают атаку бизнес-экспансии торговые сети. Столичный ритейл притянет с собой огромную товарную линейку — начиная от продуктов питания и товаров первой необходимостью и заканчивая услугами. Причем на первом этапе потребитель только выиграет от этого процесса, почувствовав на себе все прелести высокотехнологичного бизнеса. Но позже станет ясно — что варяжный бизнес "вымывает" из региона все деньги. К тому же республика будет завалена фаст-фудом: в одежде, в питании, в развлечениях. Словом, тот товар, который придет сюда будет дешевым и стандартизированным. Поэтому, чтобы не допустить монополизации местного рынка, к этому процессу нужно готовиться уже сейчас.

— Я прошелся по улицам, поговорил с вашими специалистами, a людьми и сделал вывод, что местный бизнес совершенно не готов к происходящим сейчас по России процессам, — констатирует Андрей Милехин. — Случись экспансия сегодня, улан-удэнский бизнес просто загнется, не выдержит конкуренции — ни с точки зрения знаний, ни с точки зрения технологий. У вас нет своих хороших брэндов, нет классных маркетологов, не развита инфраструктура. Нет, в конце концов, драйва и нормального бизнес-патриотизма.

Из общения с местным бизнес-сообществом Андрей Милехин сделал вывод о том, что сейчас предпринимательская сфера Улан-Удэ развивается на основе интуиции, то есть при отсутствии знаний и четких стратегий. Еще одна проблема — кадры. В Бурятии наблюдается тотальный дефицит специалистов особенно в сфере продвижения услуг. Поэтому среди первых шагов в подготовке к завтрашнему дню должно быть вложение средств в людей.

Здесь есть два варианта — особенно успешные компании могут позволить себе пригласить на ключевые позиции топменеджеров российского уровня, другим будет выгодней вкладывать деньги в обучение собственных специалистов. Вовторых, необходимо развивать хорошую инфраструктуру. И наконец, необходимо создавать свои собственные успешные брэнды и раскручивать их. В сегодняшней ситуации вложение средств в брэнды может оказаться более предпочтительным, чем в материальные ресурсы.

На сегодняшний день тенденция такова, что первичные потребности населения удовлетворены и люди в своем выборе ориентируется прежде всего на брэнды — поясняет социолог. — То есть они покупают не просто товар или продукт, они покупают философию. И, я думаю, при создании местных брэндов прежде всего стоит опираться на колорит, на местные достопримечательности, легенды.

Республика должна зарабатывать на географии

О том, какие сферы бизнеса в Бурятии развивать наиболее выгодно, Андрей Милехин говорит, что прежде всего стоит присмотреться к Китаю — там есть все ответы. Китай — это быстрорастущий монстр, который совершенно поступательно и определенно двигается в сторону если не мирового господства, то в сторону одного из законодателей мод в политике и бизнесе. И география Бурятии в данном случае просто уникальна. Нужно завязывать прямые отношения с Китаем.

Вот простой пример. Сейчас огромные потоки товаров из Поднебесной, чтобы попасть в Россию сначала едут в Москву, а уж потом в Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск. Не проще ли более выгодный путь движения товаров. Вся суть в том, что коммуникации — это бесспорно супредоходный бизнес. Бурятия могла бы стать мостом, транзитом между Китаем и России.

Еще один перспективный вид бизнеса — туризм. Но важно понимать, что это бизнес требует создания огромной инфраструктуры, огромного количества обученных менеджеров, причем отдых на Байкале должен быть доступным и комфортным, а не элитарным и диким, каким он является сейчас.

Метки:
baikalpress_id:  64 679