Ученики должны быть главными

По мнению Татьны Жилиной, в образовательном учреждении во главе всего воспитательного процесса должен стоять ребенок, его жизнь, его интересы.

Учитель Татьяна Жилина призывает к революции

Некоторые улан-удэнские учителя трактуют понятие "школьное самоуправление" гораздо радикальнее, чем это делает общепринятое мнение. Ссылаясь на Закон об образовании, в котором школьная администрация и самоуправление уравнены в правах, текущее положение дел в школах они называют господствованием авторитаризма. И называют это главной причиной отсутствия в стране активного гражданского общества.

— Если управление образовательным учреждением выполняется в рамках закона, то учащиеся, принимая участие в процессе управления, ощущают себя равноправными, думающими, ответственными за происходящее людьми. — считает Татьяна Жилина, бывший преподаватель лицея N27. — Если маленький человек живет на равных правах со взрослыми и знает, что от него зависит, хорошо он будет жить или плохо, то и поведение его будет соответствующим.
По мнению Татьяны Жилиной, большинство директоров школ исповедуют принцип: "Я — Хозяин, а не просто ответственный за хозяйственную часть. Я — рабовладелец, а не работодатель и руководитель". Однако, законом их всевластие все-таки было ограничено в начале 90-ых. Не изменяя своих авторитарных принципов, некоторые директора выбрали гибкую политику. Они не стали поддерживать и развивать школьное самоуправление, в результате оно в большинстве школ, не успев родиться, умерло, а все другие демократические институты, профкомы, родительские комитеты и методические объединения, подчинили себе. И, если возникает конфликтная ситуация, благодаря "вертикали власти" создается видимость участия в процессе принятия решения.
— В результате содержательная часть решения не меняется: как хочет директор, так оно и будет. — говорит Татьяна Жилина, — Председатели попечительского совета и родительского комитета, выбранные не на конференции родителей, боясь за своих детей, принимают сторону директора на совещаниях по его приглашению. При таком управлении образовательным учреждением учащиеся, не участвуя в процессе управления, не ощущают себя равноправными, им не надо думать, быть ответственными за происходящее.
Следствием этого в долгосрочной перспективе будет провал воспитательной работы. Маленький человек знает, что с ним не считаются и от его мнения не зависит ничего, поэтому и поведение его будет соответствующим.
— Будет такое общество здоровым? Нет, — считает Татьяна Fилина. — Начиная с первого класса и до окончания школы это будет в массе своей ограниченно-грамотный и духовно ограниченный гражданин общества.
По мнению Татьяны Жилиной, в образовательном учреждении во главе всего воспитательного процесса должен стоять ребенок, его жизнь, его интересы. И вокруг него должны работать все, начиная с учителя и заканчивая администрацией во главе с директором. В управлении же образовательным процессом ключевую роль должны играть учителя, именно к ним должны прислушиваться остальные участники образовательного процесса, ведь от учителей, собственно, и зависит качество образования. Администрации же должна отводится исключительно хозяйственная работа, по обеспечению этого процесса. Только тогда в демократичной обстановке будут воспитываться ответственные и думающие дети.
— И если мы будем стремится к этому идеалу, то общество будет здоровым — это однозначно. И к окончанию школы мы получим грамотного, морально здорового гражданина общества, — говорит Татьяна Жилина.

Реформа детства
В конце 80-х годов в обществе шла активная дискуссия о реформе молодежных организаций. Пионеров и комсомольцев уже не устраивала косность и формализм существующих организаций. Оттого дети выбирали неформальную среду, отдаляясь от взрослых в сторону улицы и, соответственно, криминала. Когда же вместо реформы комсомол просто исчез, в школах страны остро встал вопрос о том, какой же идеей поддержать детей, какие ориентиры им указать. Этой альтернативой должно было стать самоуправление. Но, к сожалению, не стало. Во многих учебных учреждениях на смену комсомолу никакая организация так и не пришла. Внеклассовая воспитательная работа была сведена к проведению редких конкурсов и мероприятий. Порой тот или иной комитет ученического самоуправления существовал только на бумаге. В итоге активная позиция ребенка в большинстве случаев не учитывается и, соответственно, не получает развития. Возможно, такая позиция кому-то и удобна, но она ограничивает возможности ребенка, заставляет его быть ведомым и оставаться безучастным ко всему, что происходит в их жизни.

Метки:
baikalpress_id:  63 495