Каждому жителю по маршрутке

Новые маршруты сейчас находятся в процессе эксперимента. Те из них,которые окажутся нерентабельными, через определенное время исчезнут.

Городские власти и перевозчики проводят эксперимент

Улан-Удэ как никакой другой город Сибири может похвастаться огромным количеством микроавтобусов на своих улицах и числом маршрутов. Удивительным открытием для гостей бурятской столицы оказывается факт того, что почти каждое второе автотранспортное средство в нашем городе — это корейская "Хюндай" или "Истана". Пробовал ли кто из наших читателей подсчитать, сколько маршрутов в Улан-Удэ появилось за последние два-три месяца? Наверняка немногие, потому как их количество увеличивается чуть ли не каждую неделю. С чем связано внезапное появление новых направлений, попытался выяснить наш корреспондент.

За разъяснениями в первую очередь мы обратились в Управление транспорта улан-удэнской мэрии.
— Увеличиваются они в связи с просьбами жителей города, запросами депутатов Народного Хурала и горсовета, в связи с тем, что город у нас разрастается. Снижается арендная плата, расценки на куплю-продажу маршрутов, микроавтобусы перестали часами простаивать на конечных остановках. Просто водители маршрутов перераспределились с других направлений — заверили нас там.
Нечто подобное можно было услышать еще прошлой весной, когда перевозчики на микриках объявили перманентную демпинговую войну остальным коллегам на транспорте объемом и вместимостью побольше. На состоявшемся тогда собрании водителей микроавтобусов, представителей мэрии и транспортной инспекции первые были возмущены открытием маршрута N26 (поселок Светлый — улица Трактовая), который накладывался на многие другие. После почти двухгодовой стабильности, когда новые маршруты почти не открывались, этот шаг со стороны мэрии был ими воспринят чуть ли не как вызов. Тогда же перевозчики пригрозили, что в таком случае по всему городу будут открыты десятки новых маршрутов. И что, угроза свершилась?
— Появившиеся новые маршруты сейчас находятся в процессе эксперимента. Те из них, которые окажутся нерентабельными, через определенное время просто исчезнут, — пояснил нашей газете профсоюзный лидер перевозчиков Игорь Сластин.
По его словам, новоявленные маршруты после полугода работы должны будут доказать свою состоятельность горсовету, который и решит, регистрировать их или нет. Например, несколько лет назад бригады двух маршрутов (40 и 56) организовали новое направление "113 квартал — Шишковка" под номером 50. Через некоторое время эта идея обнаружила свою несостоятельность, и маршрут просто исчез. Месяца два назад под таким же номером по инициативе уже других людей микроавтобусы стали курсировать из того же 113 квартала в район Левого берега. Будет ли удачным этот замысел или он повторит печальную участь предшественника, покажет время. И это относится ко многим новообразованным направлениям, перечислять которые просто места в газете не хватит. Перевозчики в своем порыве охватить больше направлений показывают завидную гибкость и маневренность. Например, водители маршрута N59 открыли 85-ый, который следует из Южлага через новый мост на Пентагон с 7 до 11 часов утра и с 15 до 19 часов вечера. То есть в часы наибольшей востребованности. Вообще, по убеждению Игоря Сластина, появление новых направлений в нашем городе имеет некий цикличный характер. Года три назад в Улан-Удэ наблюдалась аналогичная картина, когда появились маршруты NN 70, 80, 23, 41 и другие.
— Значит, потребность существует. Расширение города, рост населения или еще что-то влияет на этот процесс, сказать точно трудно. Но далеко не все из образованных направлений заработают успешно. Народ наш мало знает о тех компонентах, из которых складываются рентабельная работа перевозчика, — топливо, стоянка, запчасти и так далее. Недавно мы, перевозчики, договорились с Комитетом цен городской администрации о проведении тщательного обследования экономической стороны нашей работы. Ведь то, что напрямую влияет на повышение цен на наши услуги, заметно подорожало. Это в первую очередь дизтопливо, которое после Нового года может подойти к 20 рублям за литр, услуги ЖКХ, от которых зависит стоимость аренды теплых стоянок, электроэнергия, импортные запчасти и многое другое. И ведь парадоксальная ситуация получается. Цены на эти самые компоненты Комитет не вправе регулировать, а на услуги перевозчиков — пожалуйста. А то, что все это взаимосвязано, мало кого волнует. Мы три недели ждем, пока чиновники подтвердят экономическую обоснованность наших требований, но пока тишина. Или ждут, чтобы маршрутчики взорвались и сами повысили цены? — негодует профсоюзный лидер.
При нынешнем раскладе цена на проезд по городу должна достичь отметки в десять рублей. Отдаленные районы вроде Восточного, Аэропорта, Южлага и других станут доступны рублей за двенадцать, уверен Игорь Сластин. Однако столь резкого скачка, будем надеяться, в ближайшее время не произойдет. Поскольку сами перевозчики понимают, что это вызовет справедливый гнев пассажира, и он перейдет на другой вид транспорта, дешевле. Действовать они должны будут гораздо гибче.
И все же вернемся к началу — к теме об открытии множества маршрутов. Нельзя обойти вниманием оперативность наших властей в этом щепетильном вопросе. Получается, что избирателю достаточно обратиться к своему депутату, и тот незамедлительно направит запрос в соответствующие инстанции. И как результат — микроавтобусы будут двигаться чуть ли не по каждой улице Улан-Удэ. Прямо как в сказке: от моего крыльца до царского дворца.
По словам заместителя руководителя бурятской транспортной инспекции Константина Кочергина, главная проблема заключается в отсутствии четко проработанного закона.
— На федеральном уровне он только рассматриваются. К примеру, действующий устав автомобильного транспорта работает с 1969 года. Многие правила утверждены в восьмидесятых годах, и это все накладывает свой отпечаток. Проще говоря, не соответствует нынешней действительности. А когда делами заправляют так называемые бригадиры, все это попахивает партизанщиной и батькой Махно, — считает Константин Кочергин.
В последнее время наметилась положительная тенденция, когда водители начали объединяться в легальные предприятия вроде "Маршрутсервис", "Сибирь Авто" и другие. Остается напоследок пожелать большего взаимопонимания всем сторонам, от которых зависит цивилизованное функционирование городских автоперевозчиков. Очень уж некомфортно на пробирающем до костей холоде ждать желанный микроавтобус и думать о повышении цен на проезд.

Метки:
baikalpress_id:  63 762