Транспортную цивилизацию подкосили преступники и хамы

Платить за проезд нужно после, а не до

Цены на городские пассажирские перевозки недавно снова подскочили. "В связи с улучшением работы маршрута цена проезда после 22 часов десять рублей" — такие объявления висят в некоторых маршрутках. Это дает повод еще раз обратиться к ситуации в сфере пассажироперевозок. В столице Бурятии существуют специальные правила организации работы транспорта общего пользования в Улан-Удэ и пригороде. Они были приняты год назад для повышения качества перевозок пассажиров. Мы встретились с Александром Щукиным, заведующим отделом транспорта Управления промышленности, транспорта и связи мэрии Улан-Удэ. Выяснилось, что ситуация с исполнением документа неоднозначная.

Пассажиры-спринтеры мешают цивилизации
Самым распространенным нарушением остается следующее. По правилам, водитель микроавтобуса, собирающий деньги за проезд, должен делать это только при остановке машины. Водители сие правило совсем не соблюдают.
— Мы специально акцентировали внимание на этом, — говорит Александр Щукин. — Пассажир должен расплачиваться с водителем после того, как получил услугу, а не авансом до поездки. На прошлой неделе я был в Иркутске в командировке и обратил внимание на то, что в областном центре расчет повсеместно идет по приезде на место. В Улан-Удэ, к сожалению, пока не удалось добиться этого, и поэтому возникают немалые проблемы с безопасностью движения. Проконтролировать соблюдение данной статьи сложно, но приучать водителей к цивилизованному поведению все же надо.
Привычка платить вперед, да еще и на ходу крепка. Если человек долго не дает денег, водитель во всеуслышание начинает их требовать. Наши люди думают, что так происходит везде и, оказываясь в том же Иркутске, начинают передавать оплату в микриках. Другие пассажиры крайне удивляются, не понимая, зачем их хлопают по плечу и тычут червонец. Ну, а водители снисходительно улыбаются: "Здесь по-другому, сразу видно, что человек из Улан-Удэ приехал".
— Мы постоянно встречаемся с перевозчиками, по вопросу перехода на правильный расчет, — говорит Александр Щукин. — Они отвечают, что не могут сделать этого. Когда маршруты начинали внедрять правила (а такие попытки были), многие пассажиры, приехав на место, начинают убегать, такое было не однажды. Это во-первых. А во-вторых, водители жалуются, что новый порядок приводит к заторам у остановок, нарушению ритма движения. Но все равно расчет во время движения — это непорядок. Пассажиры имеют полное право платить, приехав на свою остановку.
В настоящее время администрация города планирует навести порядок с помощью "Закона об административной ответственности за нарушения в сфере услуг". Существует проект, сейчас он находится на доработке и после принятия даст городу дополнительные рычаги власти. Город все равно будет внедрять Правила. В свое время было, например, сложно добиться того, чтобы высадка пассажиров производилась исключительно на остановках. Тем не менее в этом направлении есть вполне зримые успехи.
Маршрутам поставили рамки
Чтобы пресечь неконтролируемое "размножение" транспорта, городская власть. Вычислила, сколько машин требуется для нормальной работы. По всем маршрутам заключены договоры. Перевозчики обязались ежедневно иметь на маршруте определенное количество транспорта. Были подсчитаны все перевозчики. В том же Иркутске только начали заключение договоров с перевозчиками. На сегодня там просто не знают, сколько у них частных перевозчиков, не учтена даже часть маршрутов.
Самые многочисленные маршруты в Улан-Удэ: 37 (75 машин), 30 (73), 29 (60), по 60 машин есть на 56 и 55. На большинстве маршрутов списочный состав — около 50 машин. Ежедневно работает 28—30 машин. К примеру, водители маршрута 37 разделены на три звена: два работают, одно отдыхает. На "тридцатке" то же самое. Самые маленькие маршруты: 13 (10 машин), 54 (по списку 22 машины), 21 (29).
По городу работает более 1800 транспортных единиц.
Маршрутники скрываются от рэкета
Правила, принятые в Улан-Удэ год назад, выполняются наполовину. Остановки водители по-прежнему не объявляют. Кстати, им запретили курить во время движения, но складывается впечатление, что водители вообще об этом не знают. Если вам, уважаемые читатели, не нравится водитель с сигаретой в зубах, то вы можете сообщить ему данную новость.
Это же касается оформления маршруток. Если внешнее оформление сделано хорошо, то внутри многого не хватает: нет полного наименования категории транспорта, информации о льготах, графика движения по маршруту, табличек с указанием владельца транспортного средства, его телефона, номера лицензии, ФИО водителя и др. Это все надо иметь по Закону о защите прав потребителей, т.к. перевозка является услугой. Александр Щукин: "Перевозчики не желают афишировать информацию о себе. Они боятся рэкета. Да, конечно, дается неполная информация. Мы проводим рейды, делаем замечания, но изменить положение пока не получается".
Положительное — рядом
Полностью Правила, наверное, не будут выполняться никогда. Как, например, и указание обеспечить наличие на каждой остановке графика и интервалов движения маршрута. Но положительные сдвиги есть и они заметны невооруженным глазом.
Уже ходят по маршрутам два новых трамвая. До нового года нам отгрузят еще два. Недавно город купил 30 корейских автобусов, столько же старых будет списано. На ряде улиц было введено одностороннее движение. Александр Щукин: "Это дало хороший результат, нет пробок ни на Кирова, ни на Куйбышева. На Комсомольской снизилось количество ДТП". Появляются новые расписания, водители ставят "линзы" с указанием номера маршрута, которые в темноте можно подсвечивать, заказываются для изготовления новые схемы движения.
Многие пассажиры заметили, что на остановках появляются остановочные павильоны и комплексы (киоск и павильон для ожидания автобуса). Это делается за счет предпринимателей-маршрутников. За их же счет идет уборка данной территории. Возможно, что потом будет решена проблема оборудования каждой остановки необходимой информацией.

Метки:
baikalpress_id:  64 886