Добро и зло сразятся в Бурятии

Рыгзен-лама: "Если играть божеств в неприглядном виде, это может быть чреватым для артиста"

Это может быть опасно для актеров

В буддийском храме Бурятии началась работа по возрождению древней религиозной мистерии Цам. Это должно стать еще одним этапом в долгом процессе возрождения забайкальского буддизма. Цам не проводится в Бурятии с 1929 года. Хотя когда-то он был одним из самых впечатляющих религиозных действ, по своей культурной значимости для жителей Бурятии сравнимый с древнегреческим или японским театром. Посмотреть представление, разыгрываемое священнослужителями, всегда собиралось множество мирян. Если все получится, то верующие смогут вновь, как в начале двадцатого века, воочию увидеть вечную борьбу добра и зла.

Буддизм станет нагляднее
— Изначально Цам предназначается для того, чтобы дать верующим возможность более глубоко понять религиозные тексты, — рассказал Рыгзен-лама Ешиев. — Если в древности ламы могли, прочитав текст, представить все, о чем говорят учителя или написано в книге, то простым неграмотным людям было трудно вообразить все это. Что представляет из себя то или иное божество, что оно делает, как выглядит, двигается и другие детали. Для них религиозные тексты переводились на язык мистерии, представления с разными персонажами. Так они становились ближе и понятнее.
В те далекие времена у людей не было радио или телевидения. Цам — это великолепная, впечатляющая мистерия. Он имел огромное влияние на верующих. Это не только красочное зрелище, Цам имеет глубокий внутренний смысл. Увидев своими глазами это действо, люди еще больше укреплялись в вере, глубже проникались идеями буддизма, получали стимул для дальнейшего изучения священных писаний, продвижения религии. Все персонажи Цама были легко узнаваемыми, их знал каждый верующий. Эту мистерию правильнее называть Чам, но, к сожалению, у нас закрепилось немного измененное название.
Наверное, персонажи Цама должны походить на их описанию в книгах?
— Да, вплоть до деталей. В религиозных книгах имеется много подробных описаний. Например, сахюсаны — стражи, защитники веры. Нужно отобразить, в какой обуви они ходят, во что одеты, что держат в руках, какие у него четки, где они живут, какие чертами характера обладает. Какие у сахюсана глаза, какая у него корона, чем украшена. Или злые персонажи — когда люди читали книги, многим было трудно понять всю их кошмарность. А тут они видели их наяву, с трепетом и благоговением смотрели, как с ними борются. Это производило неизгладимое впечатление.
Когда обычно проводится мистерия Цам?
— Обычно в теплое время года. Он всегда проводился только после больших молебнов, придавая им еще большее значение. Просто так Цам никогда не делают. В Тибете он проводится по окончании молебнов, связанных с наступлением Нового года по лунному календарю. Севернее, в Бурятии, Цам проводился, например, по завершении хурала, посвященного Будде Майтрея (грядущему Будде), т.е. летом.
Цам — это не пантомима, не танцы, а обряд, ритуал, который не меняется, как пьесы в светском театре. В дацане идет молебен. Ламы читают молитвы, тут же используются музыкальные инструменты, и в контексте этого другие ламы в лицах разыгрывают содержание хурала. Образно говоря, мистерия Цам — это как бы "иллюстрация" к молебну.
Есть Цам Калачакры, подношение Мандале. Там ламы, играющие различные персонажи, останавливаются и сами читают мантры, есть такой вариант. Есть, например, Цам по жизнеописанию великого тибетского йогина Милорепы (достигшего за одну человеческую жизнь состояния Будды), где тоже могут быть такие выступления персонажей. Ведь там есть сто тысяч песен.
Опасное ремесло
Вы сами видели Цам?
— Видел, когда был в Индии, на Калачакре. Это трудно передать словами. Цам обладает большой энергетикой. Я, взрослый человек, умом понимаю, что за маской кроется такой же живой человек, священнослужитель, но все равно откуда-то появляется ощущение страха, ужаса. Особенно, когда маски начинают читать мантры. Ламы, участвующие в мистерии, владеют мастерством горлового чтения. Голос похож на рык льва, низкий, идущий из глубины. Звучит подобающая музыка. Все имеет определенную мелодию, ритм. Это потрясающе.
Когда я услышал эти звуки, меня всего пробрало. На Цаме начинаешь чуть ли физически не ощущаешь присутствие бурханов. Каждый поворот, движение рук, ног, каждое украшение на одежде имеет свое значение. В представлении Цама участвуют ламы, которые специально учились этому.
А если Цам играть в обычном театре?
— Лично я полагаю, что не стоит этого делать. Одно дело играть нас, лам, как это делают, например, в Бурдраме. Мы живые люди со своими достоинствами, недостатками, судьбами. А если играть божеств в неприглядном виде, либо приписывать божествам другое значение, это может быть чреватым для артиста, режиссера. Что бы ни говорили атеисты, а бурханы имеют свою силу, и рядом с ними всегда находится их окружение, которое не всегда может проявить милосердие. Поэтому в Цаме должны участвовать только специально подготовленные ламы.
Злые духи всегда проигрывают
— Еще одно предназначение Цама — подавление злых сил, устрашение врагов веры. Поэтому среди его персонажей много гневных божеств. Могут участвовать гневные божества (танцующие скелеты "дуктер дагва"), Белый старец (хранитель очага, защитник животных, основное божество кочевых народов), местные духи — ведь в буддизме нет понятия миссионерства, религиозной нетерпимости. Когда буддизм распространялся в новых регионах, он включал в свой пантеон и божеств местных верований, мифов. Например, в буддизм попали многие шаманские духи и стали сахюсанами. А каким еще образом, при провозглашенном Буддой принципе ахимсы (запрета убивать), можно было распространить среди кочевых народов буддизм?
В Бурятии раньше было множество дацанов, монастырей. Цам проводился каждый год. Но, как я думаю, его проводили только крупные дацаны, а не маленькие юрточные, разбросанные по степи.
Последний Цам Бурятии, о котором широко известно благодаря съемкам Эйзенштейна, проводился в 1929 году в Тамчинском дацане. Это уникальные кадры, других не сохранилось. Они были включены в фильм "Потомок Чингисхана", в котором снимался Инкижинов. Возможно, Цамы проводились и некоторое время после 1929 года, но мне об этом ничего неизвестно. Сегодня в буддийских регионах России Цам не играют нигде. Восстановление Цама в Бурятии — большая и сложная задача, надо многому учиться. Сейчас носителями чистого буддизма являются тибетцы. Там мистерия проводится каждый год. Кстати, сейчас в России находится группа монахов из тибетского монастыря Гомон для сбора средств для обустройства своего храма. Они представляют и часть мистерии Цам. Сами изготовили маски, костюмы. Недавно представляли Цам в Москве, проводили ритуалы, рисовали Мандалу. Сейчас, кажется, они находятся в Калмыкии.
Спасибо за беседу.
Геннадий Айдаев хочет поучаствовать
В адрес мэра Улан-Удэ поступило письмо от жителей города, которые попросили Городскую администрацию помочь в возрождении древнего буддийского представления. После встречи с ламами Геннадий Айдаев поручил соответствующей службе проработать вопрос. В Управлении культуры состоялась встреча его работников с представителями буддийской церкви. Ламы изложили свое видение городского участия, провели обмен мнениями. Впереди еще одна встреча священнослужителей с улан-удэнским градоначальником. Возможно, на ней будет принято какое-то конкретное решение.

Метки:
baikalpress_id:  65 872