Новый детский сад

Одна из воскресных школ расположилась в этом доме

Высокие парты, удобства на улице и кусочки штукатурки — все за 60 рублей в час

В конце марта-начале апреля активизируют свою деятельность так называемые воскресные школы. Всевозможные детские центры предлагают дошколятам пройти тестирование на предмет готовности к школе и помочь им заранее адаптироваться к суровым условиям взрослой школьной жизни. Зачастую этот подготовительный опыт пяти-шестилетних детей оказывается действительно суровым. Большинство улан-удэнских центров дополнительного образования работают без лицензий.

Грибы после дождя
Объявления о наборе в различные воскресные школы, центры и клубы развития детей сегодня можно увидеть на любом фонарном столбе. Учреждения частного дополнительного образования растут, как грибы после дождя — сказывается увеличивающийся платежеспособный спрос. Заботливым родителям предлагают помочь научить своего ребенка читать, подготовить к школе, раскрыть творческие способности и, конечно, говорить по-английски. Практически все они апеллируют к всевозможным развивающим программам — школе свободного развития Монтессори, методике чтения Зайцева, опыту Занкова и даже системе Никитиных.
Справочная телефонная служба города обладает почти десятком телефонных номеров частных воскресных школ, которые предлагают услуги по подготовке ребенка к школе. Больше всего журналистов газеты заинтересовала так называемая школа на дому. Позвонив туда, получили ответ — никакого адреса школы они не дадут, пока мы не скажем свой домашний телефон.
— Мало ли что, у меня ведь дети здесь, а вдруг вы со злыми намерениями звоните, а так хоть можно подстраховаться, — сказали на другом конце провода.
Назвав первый попавшийся шестизначный номер, получаем адрес квартиры-школы, где учат детей. Деревянная двухэтажка по улице Шмидта. Первое во дворе, на что обращаешь внимание — это деревянный туалет, окруженный заледеневшими кучами мусора. Долго приглядываешься к окнам в надежде найти хоть какие-то поприличней, где нет разбитых форточек, заткнутых одеялом. Темный подъезд, на голову падают кусочки штукатурки, за дверью громко спрашивают:
— Кто там?
"Главное, что учителя хорошие"
Внутри — что-то среднее между обычной квартирой и методическим школьным кабинетом — все стены увешаны плакатами с буквами и слогами, на полках книги и бумажные кубики вперешку с кружками и тарелками. За маленьким столиком, похожим на журнальный, шестилетний мальчик выводит печатные буквы. Один час обучения стоит шестьдесят рублей, по убеждениям хозяйки квартиры, занятия желательно посещать каждый день.
Большинство организаторов подобных воскресных школ не могут предоставить своим маленьким ученикам даже элементарных санитарных условий, хотя дети там находятся по нескольку часов в день.
Еще одна частная школа, заинтересовавшая нас, — образовательный центр на улице Терешковой, здесь учат детей от трех до шести лет. Несколько комнат в здании общежития, где раньше была радиомастерская. В договоре, который предложил посмотреть вежливый директор, организация значится почему-то как Центр международного сотрудничества в лице индивидуального предпринимателя.
На первый взгляд внешний вид двух классных комнат достаточно сносный — доска с объявлениями и расписанием, раздевалка, мягкие игрушки на свежевыкрашенных, но достаточно старых полочках. Как только стало приближаться время начала занятий, комнатка, служившая раздевалкой, стала настолько тесной, что перед глазами поехало все — кучи из детских шубок и курток, бутылочки с чаем и мешочки с бутербродами — около двух десятков родителей одновременно пытаются раздеть столько же малышей, из постоянно хлопающей двери несет холодом, а в двух метрах за ней оживленная дорога — кто-то из родителей кричит:
— Смотрите, чтоб дети не выбегали!
В классных комнатах несколько посвободнее, но сильно смущают непомерно высокие парты, из-за которых ребенка почти не видно. Увидев грустную улыбку корреспондента газеты при виде туалета, одна из разговорчивых родительниц успокоила:
— Ничего, вот мы раньше в другую школу ходили — там вообще унитаза не было, пятилетняя дочка по три часа в туалет не ходила, но главное, что учителя здесь хорошие.
Государство ни при чем
По словам ведущего специалиста отдела лицензирования Министерства образования республики Светланы Дугаровой, подобных школ в городе немало и контролировать Министерство их не в силах:
— Вся проблема в том, что большинство руководителей таких школ является индивидуальными предпринимателями, а педагогическая деятельность в данной сфере не лицензируется. Любой желающий сегодня может открыть подобный центр развития, зарегистрироваться в налоговой и начать учить детей, таково законодательство, вот с юридическими лицами совсем другое.
Чтобы получить лицензию юридическому лицу, имеющему учредителей и устав, необходимо пройти довольно длинную процедуру — в специальном отделе Министерства образования создается комиссия, в состав которой входят не только специалисты по учебным программам, но и сотрудники санэпиднадзора и пожарных служб. Центры дополнительного образования, имеющие статус юридического лица, несут ответственность и за здоровье ребенка, их можно привлечь к суду, в конце концов, государство в силе отозвать у них лицензию. С индивидуальными предпринимателями все намного сложнее. Родители сами заключают с доморощенными школами договоры, в рамках которых и регулируются их обязанности и права. Чаще всего типовые формы договора готовятся учителями-предпринимателями заранее, и главное внимание в них обращено на финансовую сторону "сделки" — Исполнитель обязан предоставить услугу, а Заказчик оплатить.
— Совсем не обязательно, что все организаторы частных школ — сплошные нарушители и корыстные собиратели денег, — считает специалист по лицензированию Светлана Дугарова, — в Улан-Удэ есть достаточно много вполне достойных воскресных школ, но решать, в какую именно отдавать своего ребенка, может только сам родитель.
Прежде чем принять решение, где и как учить ребенка читать и говорить по-английски, советуют специалисты Министерства образования, заботливым родителям следует обратить внимание на уровень преподавательского состава, не постесняться попросить у них рекомендации с прежних мест и изучить программу, по которой они собираются учить детей. Так же немаловажно приглядеться и к техническому состоянию помещения, в котором предлагают проводить обучение, поинтересоваться состоянием туалета и наличием телефона, чтобы ребенку не пришлось бегать в холодный уличный туалет, а учителям, не дай бог, искать по окрестностям работающий таксофон. Печально, но факт, во многих случаях подобные заведения вообще не несут никакой ответственности. Ни за вещи, ни за здоровье обучаемых детей, ни даже за педагогический эффект своего преподавания.

Метки:
baikalpress_id:  66 722