Новая жизнь «Захара»

Ретропарк иркутской полиции пополнился советским грузовиком ЗИС-5 «Урал», отреставрированным народными умельцами

«Захар», как называли в народе этот грузовик, полюбился советским гражданам за простоту, надежность и проходимость. С ним связана целая эпоха автомобильного машиностроения. Во время войны машину использовали для перевозки солдат, провизии и оружия, на нее также ставили ракетную установку «катюша». Неудивительно, что на глазах у ветеранов войны появились слезы, когда они увидели легендарного «Захара» на параде Победы в Иркутске в этом году. Но как этот ретрогрузовик смог сохраниться до наших дней в превосходном состоянии? Ответ на этот вопрос знает Эдуард Деменский, начальник СТК г. Слюдянки ДОСААФ России по Иркутской области.

— Еще в детстве я видел этот грузовик, — рассказывает Эдуард, — он стоял на постаменте в Култуке. Конечно, мне тогда и в голову не приходило, что однажды мы заведем его и поедем. И даже в 2009 году, когда впервые появилась идея реставрации, это казалось почти невозможным — рабочих узлов ЗИСа практически не осталось.

ЗИС-5 «Урал» 1953 года выпуска был знаком большинству жителей Слюдянского района. Известно, что в шестидесятых годах он состоял на балансе у местного предприятия «Автовнештранс», которое занималось перевозкой грузов в Монголию.

— Старожилы еще помнят, что за рулем у него ездила баба Катя, — рассказывает Эдуард. — Этой женщины, увы, уже нет в живых, она могла бы много интересного рассказать.

В 70-х годах, после обновления автопарка, ЗИС водрузили на постамент на территории предприятия в Култуке. В 90-х годах Автовнештранс, как и большинство предприятий страны, был ликвидирован. ЗИС остался без охраны, и местные безработные жители стали растаскивать его по частям и сдавать на металлолом. В начале 2000-х от легендарного автомобиля уже мало что осталось, а потом неизвестные решили целиком сдать на металлолом машину, сняв ее с постамента, но получили отказ.

Если бы не Владимир Воротынов, начальник пожарной части Слюдянки, свои последние дни ЗИС, вероятно, провел бы и сгинул где-нибудь на свалке. Все, что осталось от «Захара Ивановича», оказалось уже на территории местного пожнадзора.

В 2009 году Алексей Шульц, исполнявший тогда обязанности мэра Слюдянки, решился восстановить автомобиль, обратившись за помощью к сотрудникам ДОСААФ.

— У нас ведь гонщики работают, — с улыбкой продолжает Эдуард Деменский, — они люди изобретательные, сами свои машины чинят, переделывают, форсируют двигатели. Наши мастера Александр Зорин, Александр Лапин, Сергей Деменский осмотрели ЗИС и пришли к выводу: раз двигатель родной, то и восстановить можно.

За дело принялись рьяно: три месяца подряд, после работы, они восстанавливали двигатель, навесное оборудование, топливную систему, колеса. Годы, проведенные под дождем и снегом, не прошли для грузовика бесследно: чтобы выбить поршни из двигателя, пришлось даже нанимать эвакуатор, который давил своими лапами, чтобы сдвинуть их с места, — настолько все заржавело. Зато корпус самого двигателя, к удивлению, совершенно не подвергся коррозии и нигде не лопнул. Такое вот было качество металла, произведенного в Советском Союзе.

— Небольшую сумму нам выделил Алексей Шульц, мы купили бензонасос, карбюратор, трамблер, свечи, — продолжает Эдуард Деменский. — В Иркутске нашли точку, где торговали старинными запчастями. Если что-то не подходило — подгоняли. Не хотел, например, вставать бензонасос от «Волги», так мы для него вытачивали специальную площадку. Помню — всю ночь токари бегали туда-сюда,
подрезали, пока детали не подогнали друг к другу.

Для восстановления навесного оборудования и кабины грузовик загнали в локомотивное депо. Мастера по чертежам, добытым из Интернета, сделали деревянный кузов, обшили его ДВП. Даже шпингалеты поставили, какие раньше были на дверях.

— Обогрева в машинах того времени не было, прямо в кабине стояла печка-буржуйка, — говорит Эдуард, — но мы на ее место поставили аккумулятор. Потом сделали приборную панель, коробку передач, установили сиденье от иномарки. Рукоятка ЗИСа была безнадежно утеряна, и мы его заводили с толкача.

Всю работу мастера из Слюдянки проделали на голом энтузиазме — это был их подарок ветеранам к 9 Мая.

— Мы очень торопились, — вспоминает Эдуард, — хотели успеть к параду Победы. У меня еще был жив дед, Алексей Петрович, он как раз воевал на «катюшах», водил именно такие модели. Дошел на своей машине до самого Берлина. Правда, еще утром 9 Мая мы не были уверены, что сможем ее завести. В семь утра выставили зажигание, начали гонять по полигону «Уралами», КамАЗами — и она заработала! Когда начался парад, пошла современная техника, а за ней — ЗИС. Удивлению слюдянцев не было предела, мой дед не сдержался, заплакал, обнимал «Захара». Для всех ветеранов это был большой сюрприз.

До 2015 года обновленный ЗИС-5 «Урал» радовал жителей Слюдянки на праздниках 9 Мая и 23 Февраля, к нему цепляли полевую кухню. Специально для торжеств сшили красный флаг с серпом и молотом. А потом в местное отделение ДОСААФ поступило предложение передать ретромобиль в Музей полиции города Иркутска.

— Ресурса, который был заложен еще на заводе в 1953 году, нам хватило на лет на шесть, — говорит руководитель ДОСААФ. — Не хотелось, чтобы автомобиль вновь остановился, и мы приняли решение безвозмездно передать его в иркутский музей.

Уже в Иркутске в «Захара» вдохнули новую жизнь. Частично нашли оригинальные запчасти, частично восстановили. Недостающие детали выточили мастера авиазавода.

В этом году ЗИС-5 «Урал» стал украшением парада, который прошел в честь Дня Победы в областном центре.

  • Справка «Копейки»

ЗИС-5 (трехтонка, «Захар», «Захар Иванович») — советский грузовик грузоподъемностью 3 тонны; второй по массовости грузовик 1930—1940-х годов (первое место занимал ГАЗ-АА). Во время ВОВ — один из основных транспортных автомобилей Красной армии.

В 1931 году завод «Автомобильное московское общество» (АМО) был перестроен и приступил к сборке нового грузовика — АМО-2. Агрегаты и узлы для автомобиля поставлялись из Америки. Вскоре АМО-2 модернизировали, и свет увидели АМО-3 и АМО-4. АМО-3 (грузоподъемность — 2,5 тонны) в 1933 заводом был вновь серьезно модернизирован. Новый автомобиль получил название ЗИС — по названию завода имени Сталина. Автомобили АМО-3 и ЗИС-5 в отличие от предшественника изготавливались полностью из деталей советского производства.

Грузовик отлично зарекомендовал себя на бездорожье и быстро завоевал репутацию надежной и неприхотливой техники. Как правило, на ЗИС-5 грузили 4—5 тонн, даже несмотря на то, что машина была рассчитана на перевозку трех тон.

Модернизированный двигатель без проблем запускался при отрицательных температурах, а для его работы подходил любой низкосортный бензин. Пробег до первого капремонта составлял 100 тыс. км.

Во время ВОВ конструкцию грузовика ЗИС-5 сильно упростили. Для производства кабины использовались дерево и фанера, а крылья начали гнуть из проката (до войны применялась штамповка). На передних колесах демонтировали тормоза. Та же судьба постигла правую фару.

Переходные и модернизированные модели, например ЗИС-355М «Урал», выпускались до 1965 года.

Метки: Жизнь, Иркутск
Загрузка...