НеТРУДные уроки

Жительница поселка Белореченского Александра Тютрина с успехом преподает столярное и слесарное дело

Александра Ивановна вдребезги разбивает образ учителя-трудовика, более 30 лет обучая мальчишек самым что ни на есть мужским занятиям — работе с молотком, рашпилем и рубанком; помогает освоить электролобзик и разобраться с устройством сельхозтехники, показывает основы обработки дерева и металла. Многочисленные изделия, которые украшают стены ее мастерских, дают понять, что дети не просто приобретают на ее уроках необходимые навыки, но и применяют их в жизни с большой охотой и творчеством.

Уверенный выбор

— Школа — это моя жизнь, — с охотой начинает свой рассказ Александра Ивановна. — Я всегда шла на работу с удовольствием. И что бы я ни преподавала, все было мне в радость.

 Мы встретились с Александрой Ивановной в разгар рабочего дня, в стенах Белореченской средней школы. Разговор (несмотря на то, что моей собеседнице периодически приходилось отвлекаться, чтобы помогать ученикам то выпиливать деревянную указку на одном уроке, то мастерить жестяные уголки на другом) получился душевным.

— Можно сказать, что всему меня научил отец, — говорит Александра Ивановна. — Я в семье была младшим ребенком, меня все баловали. Но однажды старшие брат и сестра уехали, и я одна отцу помощница осталась. Вместе с ним мы делали буквально все — даже печи клали и теплицы строили. Да, физически это было непросто, но я справлялась. Не знаю почему, но папа поощрял мою тягу к мужским занятиям. Когда мне исполнилось 12 лет, он купил мне мопед. На 18-летие подарил мотоцикл (я, кстати, ловко ездила, даже, бывало, убегала от милиции). А когда в 25 лет вышла замуж — подарил мне машину.

Вместе со своей семьей Александра в школьные годы немало поколесила по стране. Родилась на Алтае, потом жила в Куйтуне. Ее отец был директором Куйтунского зверосовхоза, поднимал хозяйство буквально с нуля: строил дома, школу, завозил норок, лис… Потом он увез семью на свою родину — в Ставропольский край, оттуда в Краснодарский... Но на западе домочадцам не понравилось. Александра Ивановна вспоминает, что их всегда тянуло в Сибирь:

— Нам нужна была зима со снегом, летом — цветы и чистые реки. А там песок, сумасшедшие ветры, леса нет, вода мутная, и змеи плавают. В итоге мы доконали отца своим нытьем — и он привез нас обратно.

Так вышло, что в 13 лет юная Александра перевелась в школу деревни Мойган Заларинского района.

Через год она окончила 8 классов и решила поступать в педучилище. Волей случая оказалась в Бохане, отучилась четыре года и вернулась в Мойган уже учителем начальных классов.

— Мне всегда хотелось быть педагогом, — вспоминает сегодня Александра Ивановна. — Возможно, просто везло: мои школьные учителя были замечательными людьми, хотелось походить на них. Так что над выбором профессии я особо не раздумывала и никогда в дальнейшем о принятом решении не жалела.

Вот так в 1969 году Александра Тютрина начала свой нелегкий путь школьного наставника, и сегодня ее общий педагогический стаж составляет 44 года. В Мойгане она проработала 8 лет, совмещая ставку педагога начальных классов с часами учителя биологии и труда.

— Биологию я с детства любила, — улыбается она сегодня, — всегда мечтала ее преподавать, а в деревенской школе специалиста с высшим образованием на тот момент не было. Я же хотела его получить, но родила ребенка, а ближайший факультет биологии был в Красноярске, и я не решилась ехать. А учить труду и вовсе просто — рукодельницей я всегда была!

Молоток как альтернатива тетрадям

Первое время, конечно, работала с девочками. Учила их готовить, работать с тканью, с шерстью, знакомила с прикладным творчеством. Рассказывает, что сама всегда любила эту женскую работу — дома стены украшала собственными вышитыми картинами. В конце 70-х Александра вместе с мужем и двумя детьми переехала в Белореченское — поселок тогда как раз только строился. Вспоминает, что решение это было вынужденное: хотелось сбежать от повального пьянства, которое царило в Мойгане. Правда, целый год после переезда Александра работала не по специальности, а секретарем на птицефабрике.

— Я помню то единственное 1 сентября, когда все дети пошли в школу, а меня там не было, — говорит она. — Это была личная трагедия — я сидела дома и плакала!

Неудивительно, что, как только освободилось место учителя начальных классов в Белореченской школе, Александра Ивановна тут же его заняла. Взяв под свою опеку первоклашек, она довела их до конца начальной школы, а дальше получилось интересно.

— Я всегда говорю, что у настоящей учительницы муж должен быть золотым, — смеется моя собеседница. — Работа ведь эта круглосуточная: полдня в школе, потом классные часы, различные поездки… А дома — тетради, планы… Не каждый супруг это выдержит, и часто учительские семьи распадаются. Вот и мой муж тогда мне сказал: «Я уже забыл, как выглядит твое лицо, вижу только затылок...» Однажды сгоряча даже раскидал все ученические тетради, которые я проверяла. В итоге поставил условие — или я, или школа! И тут, как раз вовремя, в нашей школе освободилась ставка учителя труда. Я пришла домой и сказала мужу: «Гена, радуйся — тетрадок больше не будет!»

Вот так и вышло, что Александра Тютрина перешла в старшую школу. Снова, уже как классный руководитель, взяла своих пятиклашек и довела их до 11-го класса. Многие выпускники того 1992 года, кстати, до сих пор живут в Белореченском и по-прежнему называют свою учительницу мамочкой.

И так вот Александра Ивановна Тютрина окончательно и бесповоротно перешла на должность учителя технологии. Все было легко еще и потому, что в свое время она научилась этому на уроках труда, когда сама еще сидела за школьной партой. В те годы мальчишек труду учили, как полагается, еще мужчины. Однако к тому времени, когда Александра Ивановна переехала в поселок Белореченский, учителя-мужчины стали потихоньку исчезать из школ — зарплаты-то были мизерные. Так что Александра Ивановна взяла под свое крыло и пацанов. При этом учила всех одинаково: независимо от пола, все у нее и стряпали, и одежду шили, и в столярной мастерской работали, и в слесарной.

— Как правило, женщины-трудовики учат мальчишек только рукоделию, — говорит Александра Ивановна. — Это тоже хорошее дело, но ведь понятно, что ребята должны уметь делать и мужскую работу! У меня с этим проблем не было. Я сама еще в школе научилась и с рубанком обходиться, и с молотком, и с киянкой. Мы на уроках крючки делали, болты на станках точили.

Став учителем, сама первое время разрабатывала программы, чтобы дети хоть чему-нибудь научились. Тогда же было принято решение получить-таки высшее образование, и, в соответствии с выбранным предметом, Александра Ивановна Тютрина поступила в Иркутский педагогический институт на общетехнический факультет. Вместе с однокурсниками, среди которых были преимущественно мужчины, изучала физику, машинные механизмы, сопромат, сельхозтехнику. Сегодня полученные знания постоянно находят применение на практике. Так, недавно в Белореченской школе открылся агрокласс, и Александра Ивановна со знанием дела рассказывает ученикам о строении комбайнов, сеялок и прочих агрегатов.

Хозяйка в школе

Сегодня Александра Тютрина преподает мальчишкам — с 5-го по 11-й класс. Есть у нас и девочки, но их немного — они из тех классов, которые, по нормам, не делятся (это там, где меньше 25 человек). Всего в Белореченской школе три преподавателя технологии, однако слесарному и столярному делу учит только Александра Тютрина.

— Мальчишек учить сложнее, — признается она, — но интереснее. Чтобы чему-то их научить, приходится постоянно что-то придумывать. Ребята постарше, конечно, проверяют меня иногда на прочность — мол, что вы можете, вы же женщина… Тогда я им гайки закручиваю во всех смыслах потуже, и они понимают — не на того нарвались. И уже охотно следуют всем указаниям.

К сожалению, на уроках постоянно не хватает то материала, то инструментов. Выкручиваются как могут. Иногда помогают односельчане — недавно владелец одного магазина купил напильники и доски. Или вот родители пятиклашек скинулись, купили фанеру и лист металла. А то, бывает, из своего кармана учителю технологии приходится приобретать молотки, рашпили, стамески… В 2010 году руководство школы закупило новое оборудование — электролобзик, деревообрабатывающий и токарный станки. Но Александра Ивановна сетует: этого все равно мало, ведь остальное-то старое и часто выходит из строя. Хотя управляются и с тем, что есть. На уроках делают много полезных в быту вещей — швабры, разделочные доски, толкушки. Из металла (в основном из жести) игрушки делают, совки, лопаты, грабли...

— Дети по своей натуре любознательные, всегда горят желанием что-то сделать, — уверена учительница. — Я часто слышу: вот бы все уроки были уроками технологии! Те классы, что не попали ко мне, постоянно заглядывают и жалуются мне — почему нас не взяли? Это и понятно: мальчик должен уметь хотя бы гвоздь вбить, а кто их этому научит?

Сама Александра Ивановна в быту женщина вполне самостоятельная. Сколотить ящик, наладить столешницу, кран-буксу поменять, починить телевизор — все это она делает без посторонней помощи. Так даже легче, признается, — не надо никого просить.

И эту уверенность она передает ученикам. Не хуже любого мужчины она учит главному — быть настоящим хозяином своего дома.

Загрузка...