Немолодая гвардия

Служебные автомобили середины прошлого века отреставрировали в Иркутске к юбилею ГУ МВД 

Собственная коллекция раритетных машин появилась у полицейских столицы Приангарья: «Москвичи», «Волги», «Жигули», ГАЗы. Железных коней собирали по частям, красили, приводили в соответствие с советскими ГОСТами, все по исторической справедливости, выбирали только те, которые десятилетия назад «служили» в милиции. Часть нашлась в гаражах МВД, другую приобрели с рук, одно авто буквально откопали из кучи дров. Журналистам «Копейки» показали, как восстанавливают раритеты, и прокатили на легендарном 400-м «Москвиче». Всех «ветеранов» можно будет увидеть в День города Иркутска и на Байкалмоторшоу. 

Удивительно, что спустя полвека еще возможно восстановить автомобили: современные бы столько не протянули, признаются автомеханики. В Союзе делали машины на совесть, полицейские смогли завести даже ГАЗ-69, выпуска 50-х годов, с третьего раза. Его сейчас реставрируют в гаражах автохозяйства МВД, починили электрику, обивают металлом.

— Такие ГАЗы к нам приходили крытые брезентом, для того чтобы перевозить в них задержанных подозреваемых или пьяных в вытрезвитель, — рассказывает Петр Грабельных, начальник автохозяйства. — В Иркутске машины для Приангарья, Бурятии и Забайкалья покрывали сталью и проклепывали — сварки тогда еще не было. Вручную гнули профиль и сажали на заклепки. Тогда использовали лекала, все было на потоке, а сейчас приходится кроить листы металла с нуля. Между водителем и салоном ставится перегородка.

«Козлик» хранился в хороших условиях — не пришлось менять родные части.

Меньше повезло «Победе» 1957 года выпуска, которую нашли буквально в куче дров. Ей потребовался «донор» автозапчастей — бордовая «Победа»-кабриолет. Легендарный автомобиль передали на восстановление в иркутский автосервис, у специалистов которого уже есть опыт реставрации раритетов.

 — Такую машину трудно найти в хорошем состоянии, обе нашли через Интернет и собираем из них одну. Красную в свое время владельцы переделали, теперь ее уже не восстановить, так что используем целые детали кузова, ходовой части и мотора для пересадки на другую, — объясняет директор автосервиса Евгений Банников. — Это третий автомобиль, который мы реанимировали, после горбатого «Запорожца» и «Москвича-401».

Автомеханикам такая работа нравится, она творческая, требует внимания к деталям. Например, секрет прочности кузова «Победы» — в лужении свинцом, так выравнивали обшивку авто вплоть до 60-х годов.

В пятницу, 20 марта, в день юбилея ГУ МВД Иркутска, перед зданием управления выставили 4 раритета, включая желтую «Копейку», которая всегда стоит на постаменте за оградой. К восстановлению старинных авто в МВД подошли основательно: использовали исключительно соответствующие эпохе и модели запчасти, способы крепления, сопутствующие приборы, такие как маячки и громкоговорители.

— «Москвич-400» был больше пропагандистским автомобилем. В те времена вообще автотранспорта было мало, как и преступников, поэтому он ездил по улицам и транслировал пешеходам правила дорожного движения.

Старший лейтенант полиции Александр Меньшиков для верности включил рупор и через него попросил иномарку прижаться к обочине. Получилось довольно громко.

— Салон «Москвича» тесноват, но управление привычное, несмотря на трехступенчатую коробку передач.

Любопытная деталь этого раритета — дворники, соединенные с редуктором, движутся только тогда, когда автомобиль идет, и чем выше скорость — тем быстрее работают стеклоочистители.

Вся коллекция выполнена по ГОСТам второй половины 50-х годов — именно тогда служебные машины стали окрашивать в желто-синий цвет. Кроме вышеописанных моделей в ней уже есть отремонтированные блестящие «Москвич-403» и ГАЗ-24. Сколько машин будет всего, сотрудники полиции пока не говорят, но на предстоящем Байкалмоторшоу они планируют получить награды.

Кстати, на шоу можно не только посмотреть авто, но и потрогать их, и даже посидеть за рулем. Кроме праздничных мероприятий и фестивалей раритетный автопарк полиции, к сожалению, нигде экспонироваться не будет...

baikalpress_id:  103 510