Не нефтью единой

Не прибедняемся ли мы, когда говорим: страна ничего не производит, кроме углеводородов?

Для многих почему-то это незыблемая истина: мол, Россия, кроме сырья, ничего ни произвести, ни продать не может. Да, бюджет страны живет в основном с нефтегазовых доходов. Но вот что интересно. В прошлом году размер доли несырьевого экспорта составил больше 50 процентов. Всего за прошлый год Российская Федерация продала за рубеж товаров и услуг на сумму около 500 млрд долларов. А к 2020 году, по прогнозам Минэкономразвития, размер выручки от продажи несырьевых товаров вырастет в два раза.

Что же у нас покупают другие страны, кроме нефти и газа? А главное — кто это все производит?

В каждом самолете частичка России

Помимо традиционных стали-чугуна, мы поставляем на мировые рынки, например, титан. Крупнейший мировой производитель этого металла и деталей из него находится в Свердловской области, в Верхней Салде. Авиагиганты «Эйрбас» и «Боинг» (а также еще более 250 зарубежных компаний) ничего произвести не смогут без продукции суровых салдинцев. Rolls-Royce тоже покупает на уральском заводе титан для авиадвигателей. Так что можно, конечно, посмеиваться над тем, что отечественный «Суперджет» на 80% состоит из импортных деталей, но и в импортных самолетах летают отечественные детали.

При этом титан — это больше чем металл. Речь идет о высокотехнологичном сплаве с уникальными характеристиками, а вовсе не о простой переплавке в слитки добытой руды. Титан настолько уникален, что его не производят про запас, а только под конкретное изделие. В титановой губке, которую используют в авиастроении, опасны даже микроскопические примеси. Поэтому тот факт, что продукцию ВСМПО-АВИСМА закупают ведущие мировые компании, ставящие безопасность на первое место, говорит о высоком доверии к российскому производителю.

Машины и оборудование: поставляем в 40 стран мира

Над отечественным автопромом в России не издевается только ленивый. Мало кому при этом известно, что листы металла, которые потом превращаются в кузова автомобилей на многих зарубежных заводах, включая японские и корейские, штампуются на прессах... воронежского производства.

Известные в советские времена флагманы нашего машиностроения тоже вопреки распространенному мнению далеко не все развалились. «Уралмаш», например, сейчас поставляет оборудование более чем в 40 стран мира — это краны, экскаваторы, буровые установки и ряд других малоизвестных обычному потребителю, но оттого не менее важных машин. А «Уралвагонзавод» придумал и создал суперсовременный трамвай, который немцы сравнили с бэтмобилем и признали, что это новый стандарт в сфере общественного транспорта в мире.

А еще страны дальнего и ближнего зарубежья закупают в России тепловозы, электровозы, вагоны, грузовики, сухогрузы...

Холдинг «Вертолеты России» занимает 14% мирового (мирового!) рынка. Причем в мировом парке вертолетов гражданского назначения продукция холдинга среди тяжелых вертолетов (максимальной взлетной массой более 20 тонн) составляет 71%.

Электроника, оптика — для кораблей и телескопов

Какая такая российская радиоэлектроника? Да, обычному потребителю она малознакома. Поскольку речь идет, например, о морских, авиационных навигационных системах, бортовом оборудовании. Одно из российских предприятий — мировой лидер в этой сфере. Продукция Лыткаринского завода оптического стекла обычным россиянам тоже малоизвестна. А за рубежом завод прославился как производитель зеркал для обсерваторий. В частности, именно ему было доверено изготовление зеркал для телескопов Гринвичской королевской обсерватории в Великобритании.

Надо ли говорить: завод входит в состав холдинга «Швабе», который является частью «Ростеха»... Если быть точнее, «Ростех» — это и есть вся российская микроэлектроника и радиоэлектроника. Корпорация также разрабатывает системы управления воздушным пространством.

Технологии — и даже в коллайдере...

Многие знают, что американские ракеты летают на наших двигателях, реже упоминается другой проект — Россия построила целый космодром во Французской Гвиане. Оттуда Франция будет запускать ракеты, которые также будут строиться в России.

Еще пример: наши технологии переворачивают мир. Ну или хотя бы представление о мире. Наверняка слышали — на границе Франции и Швейцарии заработал адронный коллайдер, с его помощью ученые приступили к поискам антиматерии («Комсомолка» много писала о коллайдере. — См. сайт). Эксперимент удивительный, уникальный, без шуток — рывок науки. Так вот: создание коллайдера без нас не обошлось. Углепластиковые опорные конструкции для установки ATLAS сделали наши — обнинское научно-производственное предприятие «Технология».

И, между прочим, именно наш ATLAS зафиксировал тот самый бозон Хиггса, который перевернул научный взгляд на устройство Вселенной.

Высокотехнологичной продукцией являются вооружение и военная техника, которую РФ экспортирует за рубеж. В 2014 году военный экспорт превысил 15,5 млрд долларов. Причем он стабильно держится на этой отметке последние три года. Здесь Россия занимает второе место после США. И это несмотря на то, что после распада СССР на территории РФ оказались далеко не все предприятия советского ВПК.

Подведем итоги. Вовсе не обязательно заваливать полки западных магазинов дешевой одеждой или игрушками. Специализация на строительстве сложных промышленных объектов по всему миру — ГЭС, ТЭС, АЭС, производство вертолетов, самолетов, кораблей, участие в проектах «Эйрбас» и «Боинг» — это ничуть не менее, а на самом деле куда более престижно и выгодно, чем продажа дешевого ширпотреба. Россия нашла свое место на мировых рынках высокотехнологичной продукции и укрепляет позиции на них.

По материалам СМИ

Холдинг «Вертолеты России» занимает 14% мирового рынка
Холдинг «Вертолеты России» занимает 14% мирового рынка
Загрузка...