Не дотянул немного…

В Чунском районе стартовала экспедиция по поиску истребителя, пропавшего во время Великой Отечественной войны

Маршрут поиска базируется на документальной информации, согласно которой 24 октября 1943 года один из истребителей «Белл Р-39 Аэрокобра» потерпел катастрофу при перелете над чунской тайгой. «Аэрокобру» пилотировал капитан Григорий Чуйко, он перегонял самолет из города Фербенкса (штат Аляска), но в пункт назначения так и не прибыл. До сих пор он считается пропавшим без вести.

 Обломок воздушного судна бы найден летом 2013 года, когда при тушении пожаров парашютисты-пожарные прокладывали минерализованные полосы. Тогда и зародилась идея создания поисковой группы. Спустя год, в конце сентября 2014 года, созданная по инициативе мэра Валерия Тюменцева экспедиция отправилась исследовать лесной массив местности, где был найден фрагмент самолета. В ходе поисковых работ удалось обнаружить еще два фрагмента, но из-за сырой и холодной погоды поход пришлось свернуть.

Старт очередной экспедиции дали 21 сентября.

Началось мероприятие с посещения историко-краеведческого музея Чунского района, где прошла встреча журналиста, краеведа и историка авиации Михаила Денискина с участниками экспедиции и учащимися школ № 1 поселка Чунского и школы-интерната № 11 поселка Лесогорск.

Писатель-краевед рассказал о том, что во времена Великой Отечественной войны пилоты совершали перелеты в тяжелых условиях. Пятнадцати самолетам на трассе Аляска — Сибирь не удалось добраться до места назначения. Места, где произошли падения 14 летательных аппаратов, определены. Теперь предстоит узнать судьбу последнего, 15-го — «Белл Р-39 Аэрокобра», за штурвалом которого находился Григорий Чуйко.

Участники экспедиции побывали в Сквере ветеранов, на могиле летчика Александра Никитина — человека с похожей историей. Военный самолет, которым управлял Александр Никитин, был обнаружен в тайге в июне 2004 года. Огромную работу в этом направлении выполнил поисковый отряд, руководимый Изольдой Дмитриевной Щербаковой. Останки командира экипажа с почестями, по христианскому обычаю, 30 сентября 2005 года были преданы земле. Спустя год информация о найденном самолете времен Второй мировой войны прозвучала по радио, и на это сообщение откликнулась внучка погибшего летчика. Она приехала в Чунский район, чтобы побывать на могиле своего деда.

На этот раз ведущую роль в поисках берут на себя сотрудники Чунского авиаотделения во главе со своим руководителем Александром Плехановым, сотрудники ФБУ «Авиалесоохрана». В экспедиции также примут участие представители администрации Чунского района и инициативная группа жителей. Для наибольшей эффективности экспедиции Братским отделением «Авиалесоохраны» выделен вертолет, что значительно облегчит работу. Представители поисковой группы надеются, что смогут найти уцелевшие фрагменты самолета «Аэрокобра» и останки погибшего пилота Григория Чуйко, который более 70 лет числится без вести пропавшим.

Использованы материалы Телеинформа, программы «Вести — Иркутск», сайта Чунской районной администрации.

Справка: что такое «Аэрокобра»?

«Белл P-39 Аэрокобра» (англ. Bell P-39 Airacobra) — американский истребитель периода Второй мировой войны, отличавшийся необычной для своего времени конструкцией (двигатель располагался сзади кабины пилота и был связан с воздушным винтом длинным валом). Половина всех выпущенных «Кобр» — более 4500 машин — была поставлена в СССР по ленд-лизу. На P-39 летали такие асы, как Александр Покрышкин, Григорий Речкалов, Александр Клубов, Николай Гулаев.

Всего в СССР по ленд-лизу было поставлено 4952 истребителя P-39 «Аэрокобра», что составляет приблизительно половину общего количества выпущенных машин.

Иллюстрации: 

Американские военные передают русским очередную партию самолетов
Американские военные передают русским очередную партию самолетов
«Белл Р-39 Аэрокобра»
«Белл Р-39 Аэрокобра»
Краевед Изольда Щербакова рассказывает Михаилу Денискину об экспедициях со школьниками Лесогорска
Краевед Изольда Щербакова рассказывает Михаилу Денискину об экспедициях со школьниками Лесогорска
Загрузка...