Не давите на дороги

В Иркутской области на федеральных трассах отсутствует должный весовой контроль

Научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития транспортной инфраструктуры и дорожного строительства» прошла в Иркутске в рамках выставки «Транспорт и дороги Сибири». В ее работе приняли участие директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Алексей Бакирей, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов, председатель правительства Иркутской области Александр Битаров, представители властных структур и дорожных служб из регионов Сибирского федерального округа. Модератором мероприятия выступил депутат Государ-ственной думы РФ, заместитель председателя Комитета по транспорту Сергей Тен.

— Необходимо законодательно закрепить, чтобы акцизы и транспортный налог, собираемые в регионе, тратились только на строительство и ремонт дорог на территории конкретного субъекта Российской Федерации, — подчеркнул в своем докладе, посвященном законодательному регулированию транспортной отрасли Российской Федерации, Сергей Юрьевич. — Три года мы ведем работу с федеральным Министерством финансов — предлагаем принять соответствующие поправки в Бюджетный кодекс, чтобы закрыть прорехи в законодательстве, позволяющие данные средства вполне легально направлять на другие нужды. Да, мы верим, что статьи расходов, куда уходят дорожные деньги, очень важные и нужные. Однако с дорогами у нас тоже большая беда, и с каждым годом ситуация лишь ухудшается. С критикой такого «нецелевого» использования уже выступал министр транспорта России Максим Соколов, об этом неоднократно говорил президент Владимир Путин. Суммы назывались очень серьезные — это десятки миллиардов рублей по стране. При этом позиция федерального законодателя заключается в том, что региональными дорожными фондами должны управлять власти на местах. Значит, нужно менять региональные законы.

Если взять в качестве примера Иркутскую область, то в 2014 году по этой причине региональный дорожный фонд не досчитался более 500 миллионов рублей, в 2015-м эта цифра уже составила 660 миллионов...

А это ведь десятки неотремонтированных дорог. В нынешнем году ситуация лучше не стала. Ко всему прочему, по какой-то причине где-то зависли неиспользованные средства дорожного фонда с прошлого года. А это порядка 1 миллиарда 761 миллиона рублей. Очень надеюсь, что при корректировке областного бюджета эти средства будут учтены. На них, кстати, можно отремонтировать более 400 км дорог 4-й технической категории.

Не обошел вниманием Сергей Тен ситуацию в городе Иркутске, где, по его мнению, скоро наступит транспортный коллапс. И проблему ограниченной пропускной способности здесь невозможно решить без большого строительства — муниципалитету как воздух необходимы новые магистральные улицы, путепроводы, развязки.

 — Администрация Иркутска, насколько я знаю, определила первостепенную задачу: строительство автомобильной дороги от трассы Университетский — Первомайский до объездной дороги в Ново-Ленино, — отметил Сергей Юрьевич. — Однако Федеральное дорожное агентство будет предоставлять субсидии только субъекту РФ, а стало быть, к делу необходимо подключиться областным властным структурам. Убежден, что те средства, которые выделяются на поддержание городской дорожной сети, недостаточны. И это проблема не только мэра и его команды — это проблема всего региона. По нашим расчетам, минимум 10% от областного дорожного фонда должно выделяться на Иркутск. Это ведь лицо нашей области. С другой стороны, нужно тщательно следить за эффективным расходованием дорожных средств, проверять качество выполнения работ на всех этапах, грамотно подходить к отбору подрядных организаций, все шаги должны быть максимально гласными, с привлечением общественности.

Весьма актуальной в наше время, как заметил Сергей Тен, является тема возведения дорог с низкой интенсивностью движения. Таких дорог в той же Иркутской области порядка 70 процентов от существующих.

— Это дороги небольших муниципалитетов — например, деревень и сел, удаленные трассы регионального подчинения, трассы, где проходимость не превышает 400 автомобилей в сутки, — пояснил докладчик. 

— Минтрансом разработан свод правил, который регулирует строительство, проектирование и ремонт подобных дорог. Сразу хочу отметить, что ни в коем случае нельзя допустить, чтобы удешевление достигалось за счет снижения качества работ. Только за счет оптимизации ширины проезжей части, например, или толщины дорожного покрытия. Сэкономленные деньги пойдут опять же на дорожное строительство — таким образом мы заметно увеличим километраж хороших дорог в нашем регионе.

И еще. Мы неоднократно поднимали проблему отсутствия в Иркутской области на федеральной сети дорог должного весового контроля. Существует только один стационарный пост — и тот, насколько мне известно, сейчас закрыт. А на 14 тысяч километров региональных дорог работает всего два передвижных поста. Я часто бываю в Нижнеудинском, Тайшетском и других районах и могу ответственно заявить: этого недостаточно. Здесь, на уличных стендах выставки, можно увидеть огромный пятиосный грузовик — представьте, что такая махина, груженная под завязку, да еще и не одна, выйдет на наши дороги.

Урон будет нанесен непоправимый. А пока никакого нет. Получается, нужен четкий перечень мероприятий, связанный не только со строительством, но и с сохранностью наших автомагистралей.

Сергей Тен предлагает принять закон, согласно которому деньги, заложенные на строительство, ремонт  и обслуживание дорог, тратились бы только по назначению
Сергей Тен предлагает принять закон, согласно которому деньги, заложенные на строительство, ремонт и обслуживание дорог, тратились бы только по назначению
Загрузка...