Навести порядок в школьных библиотеках в Иркутской области призывает КСП

Контрольно-счётная палата выявила ряд нарушений в использовании бюджетных средств, выделенных на покупку учебников для школ Иркутской области в 2013-2014 годах. Как рассказала 29 января 2015 года на заседании комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания аудитор КСП Людмила Богданович, субвенция, выделяемая из регионального бюджета на каждого школьника, включала покупку учебных пособий. Средства направлялись в муниципалитеты без уточнения, какую часть можно тратить на учебники. В итоге в разных городах и района на покупку непосредственно учебников тратили от 33 до 90% получаемых денег. До сих пор порядок расходования субвенции не был определен. По настоянию КСП подготовлен проект такого документа, он проходит процедуру согласования.

По данным министерства образования, на 1 сентября 2012 года обеспеченность учебниками составила 85,2%, 2013 – 90%, 2014 – почти 95%. Но, как отмечает аудитор КСП, данные цифры недостаточно объективны, поскольку показатели обеспеченности никакими документами не определялись – каждый город и района на свое усмотрение определял показатель. «Выезжая на проверки, мы в этом убедились, -  сообщила Людмила Богданович. - Мы рекомендовали министерству разработать такие документы, которые бы позволяли четко ориентироваться в ситуации, определять, сколько не хватает учебников».

Министерство учло ряд рекомендаций КСП при разработке методик расчета потребности в учебниках и обеспеченности. Они уже направлены в муниципалитеты. «Надеемся, что в 2015 году ситуация будет более объективной», - отметила Людмила Богданович.

В 2008-2009 годах, когда на федеральном уровне начал внедряться национальный стандарт образования, за счет федеральных средств закупили и направили во все города и районы автоматизированную систему, позволяющую рассчитывать обеспеченность школьных библиотек учебниками. Но, как показала практика, ее практически не использовали. Наиболее активно систему внедрили в Иркутске. Министерство образования  также возобновило работу по данной программе, начинает ее внедрение в территориях, чтобы более эффективно расходовать средства.

Кроме того, когда в министерстве рассчитывали, сколько денег отправить муниципалитетам, взяли данные о количестве учеников двухгодичной давности, поэтому в 2013-2014 годах фактическое количество учеников не соответствовало бумажному. Например, в Иркутске разрыв составил около 2 тыс. человек. Предложено скорректировать порядок учета школьников при формировании бюджета.

Обнаружились нарушения в части обоснованности траты средств. Аудиторы выяснили, что учебники были закуплены в муниципалитетах в полном объеме, но часть не использовали из-за смены учебных программ. Как рассказал заместитель министра образования Максим Парфёнов, из-за большого разнообразия программ возникла проблема с востребованностью учебников, кое-где они просто стоят на библиотечных полках. Школы могут обмениваться учебными фондами, но предпочитают «хоромчить пособия». По словам заместителя министра, одномоментно ситуацию не исправить, но активная работа идет.

Загрузка...