Наши люди строят мост

Иркутские стройотряды возводят переправу через Керченский пролив

Строительство крымского моста уже называют БАМом в миниатюре. Несмотря на различие в масштабах, географии, технических особенностях, у этих двух проектов много общего — значимость, сжатые сроки и такое, почти подзабытое с советских времен, явление, как студенческие строительные отряды. Недавно на станции Тамань Краснодарского края министр транспорта РФ Максим Соколов и депутат Государственной думы РФ Сергей Тен приняли участие в символическом посвящении добровольцев в строители. Среди шести профильных вузов страны в возведении проекта принимает участие стройотряд Иркутского национального исследовательского технического университета.

В марте 2016 года на совещании по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя Президент России Владимир Путин назвал данный проект исторической миссией, которую не удавалось реализовать в течение двадцатого века.

Хотя попытки соединить Крымский и Таманский полуострова предпринимались значительно раньше, первые сваи в морское дно планировали забить еще при Николае II, но грандиозные планы сорвала Первая мировая война. Шли годы, менялся строй, но идея строительства моста оставалась важной государственной задачей.

Символично, что очередной проект по возведению постоянной переправы в Крым приняли 25 января 1944 года, хотя в это время на полуострове хозяйничали фашисты, в свою очередь рассматривая небольшой участок суши как плацдарм для завоевания Индии. Подготовительные работы начались задолго до освобождения полуострова, а после выдворения оккупантов пошли полным ходом, буквально героическими темпами.

Сохранились оперативные сводки, позволяющие судить о скорости строительства. Первую деревянную сваю в берег забили 24 апреля 1944 года, а 10 мая изготовили первое пролетное строение. Каждые сутки мост увеличивался на тридцать метров, даже с учетом современных технологий это кажется почти фантастикой. В итоге объект завершили за рекордные 150 дней, к 27-й годовщине Октябрьской революции. Третьего ноября 1944 года по мосту прошел первый поезд.

Построенный мост просуществовал немногим более трех месяцев, тем не менее выполнил свою основную задачу. Линия фронта все время отодвигалась на Запад, к объекту, оказавшемуся глубоко в тылу, ослабло внимание, сказались недочеты в конструкции, в частности отсутствие ледорезов. В начале февраля 1945 года ветер с Азовского моря пригнал лед, образовались заторы, и опоры (по одним данным, 38, по другим — 42) не выдержали и рухнули. Потерявший свое стратегическое значение мост восстанавливать не стали, вернулись к паромной переправе.

После референдума о присоединении Крыма к России идея строительства моста вновь актуальна, от ее скорейшей реализации напрямую зависит социально-экономическое развитие полуострова.

Это почувствует любой желающий отдохнуть на теплом побережье, потому что не придется томиться в длинной очереди на паромную переправу.

— Эта стройка имеет важнейшее стратегическое значение для развития Российской Федерации как мощной мировой державы и укрепления социально-культурных связей внутри страны, — заявил Сергей Тен на церемонии посвящения студентов-строителей моста через Керченский пролив. — В 70-е и 80-е годы люди, прошедшие школу комсомола, участвовали во всесоюзных стройках. Сейчас, в эпоху возрождения студенческого трудового движения, на практику по всей стране отправляются тысячи бойцов студотрядов: среди них проводники, педагоги, медики, строители. Рад, что среди строителей Керченского моста мои земляки — строительный отряд «СНИП» Иркутского национального исследовательского технического университета. Для ребят это первая стройка такого масштаба, но, уверен, они оправдают возложенные на них обязательства.

Эпоха возрождения студенческих строительных отрядов — не пустые слова. В строительстве стратегического объекта принимают участие 87 студентов шести ведущих профильных вузов страны: Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, Московского государственного университета путей сообщения, Тюменского государственного архитектурно-строительного университета, Санкт-Петербургского политехнического университета, Петербургского государственного университета путей сообщения и Иркутского национального исследовательского технического университета.

Молодые специалисты займутся обустройством площадок, подготовкой строительных материалов и конструкций для дальнейшего использования на объекте, укладкой геологической сетки, укреплением откосов и так далее, производственная практика продлится по 31 августа. 

  • Точки соединения

Мост пройдет между Керченским и Таманским полуостровами через остров Тузла. Если быть точнее, мостов будет два — автомобильный и железнодорожный. Сдача первого запланирована на конец 2018 года, второй построят годом позже.

Иллюстрации: 

Вот что написал Сергей Тен на своей страничке в группе «Фейсбук» под этой фотографией: «Работаем по вопросам мостового перехода через Керченский пролив. Едем со стороны Краснодарского края. Мосты на фотографиях временные, «рабочие» мосты. Именно с них ведется строительство двух основных мостов. Двух, поскольку одновременно строятся и автомобильный, и железнодорожный мосты в Крым!»
Вот что написал Сергей Тен на своей страничке в группе «Фейсбук» под этой фотографией: «Работаем по вопросам мостового перехода через Керченский пролив. Едем со стороны Краснодарского края. Мосты на фотографиях временные, «рабочие» мосты. Именно с них ведется строительство двух основных мостов. Двух, поскольку одновременно строятся и автомобильный, и железнодорожный мосты в Крым!»
Начало строительства моста через Керченский пролив в 1944 году. Мост, разработанный советскими инженерами, состоял из 115 пролетов, по 27 метров длиной каждый. Особенностью военного проекта стала поворотная конструкция над судоходным фарватером, позволяющая проходить кораблям любой грузоподъемностью. В феврале 1945-го мост рухнул
Начало строительства моста через Керченский пролив в 1944 году. Мост, разработанный советскими инженерами, состоял из 115 пролетов, по 27 метров длиной каждый. Особенностью военного проекта стала поворотная конструкция над судоходным фарватером, позволяющая проходить кораблям любой грузоподъемностью. В феврале 1945-го мост рухнул