Нас ждут сюрпризы на заправках

С первого апреля 2016 года повышаются акцизы на бензин. Такая мера позволит обеспечить поступление дополнительных доходов в бюджетную систему России в размере 89,3 миллиарда рублей.

По расчетам специалистов, повышение акцизов приведет к увеличению стоимости бензина, а следом — товаров и услуг. Эксперты говорят, что бензин станет дороже как минимум на 1—2 рубля за литр на разные виды топлива. Вероятно, это будет не последнее повышение цен в текущем году.

О том, что такое акцизы и сколько теперь будет стоить бензин, мы поговорили с Алексеем Рыженковым, кандидатом экономических наук, доцентом кафедры менеджмента, маркетинга и сервиса Байкальского государственного университета.

— Алексей Геннадьевич, объясните, пожалуйста, что такое акцизы. Все о них говорят, но не все понимают, о чем речь.

— Акцизы — это косвенный налог, который устанавливается на товары массового потребления (табак, алкоголь, топливо). Уплачивает акциз фактически конечный потребитель. Увеличивая акцизы, государство увеличивает платежи в бюджет: отказаться от потребления подакцизных товаров потребитель в большинстве случаев не может, так как альтернативы им нет и спрос на эти товары мало уменьшается при росте цены на них.

— Почему на фоне низкой стоимости нефти бензин внутри страны такой дорогой?

— Бензин производится в России, и себестоимость его  в России не уменьшилась, а с учетом того, что в производстве, возможно, задействованы импортные составляющие, затраты на его производство после кризиса еще и увеличились. А что касается снижения цены на нефть на мировом рынке, то мы, покупая хлеб, ведь не ощущаем колебания стоимости зерна на мировых биржах.

— В 2014 году президент говорил, что ближайшие 4 года повышать акцизы не будут. Не прошло и двух лет с тех пор — повысили. Что об этом можно сказать? Все так плохо в стране?

— Правительству нужны деньги. Повышение налогов — самый простой способ покрыть дефицит бюджета. Акцизы служат не только для увеличения наполняемости бюджета. Они могут использоваться для экономических целей. К примеру, акцизы могут устанавливаться для защиты рынка от товаров-заменителей или для поддержания национальных производителей.

— Известно ли уже сейчас, сколько будут стоить 92-й и другие марки топлива с повышением акцизов? 

— Законопроект предлагает с 1 апреля 2016 года повысить ставки акцизов на бензин на два рубля за литр, а на дизельное топливо и средние дистилляты — на один рубль за литр. Скоро мы увидим на АЗС ценники на 1—2 рубля выше, как и предполагает законопроект. Цена на бензин всегда росла, растет и будет расти дальше. У нас очень много импортных составляющих даже в продукции, которая производится в России, — сырье, материалы, машины, оборудование и т. д. Все уже ощутили на себе значительный рост цен, и не только на импорт. 

— Можно ли предположить, когда бензин опять станет дороже? Традиционно весной — с посевной, или осенью, когда начнется уборка урожая?

— Не думаю, что посевная или уборка урожая потребляет больше топлива, чем городской автопарк. Кто-нибудь видел комбайн на заправке? Поэтому причины роста цен на бензин — это рост себестоимости, а в редких случаях — игра на дефиците топлива при сбое поставок.

— Почему топливо регулярно дорожает на АЗС, если даже акцизы не повышаются?

— Заправки устанавливают цену на основании закупочной цены и собственных затрат на организацию доставки и продажи топлива, и конкуренция на этом рынке довольно высокая, поэтому основой роста цен является повышение отпускных цен с заводов-изготовителей.

— Следом за бензином подорожают товары и услуги? 

— Все отрасли в экономике очень тесно связаны друг с другом. Рост цен на бензин в первую очередь окажет влияние на транспорт. Есть хорошая фраза: «Транспорт — это артерия, связывающая все отрасли хозяйства страны». Поэтому рост стоимости топлива вызовет рост цен на транспортные услуги, а он вызовет рост цен во всех других отраслях.

— Известно ли вам о заграничном опыте повышения акцизов на бензин? 

— В США, насколько мне известно, система управления страной другая и много акцизов устанавливается на уровне штатов, которые сами могут регулировать их виды и величину. Поэтому и изменения в них могут быть самые разнообразные, в зависимости от целей введения акцизов.