Нарушения на маршрутных атвобусах

Перевозка пассажиров — дело ответственное. К такой работе допускаются только опытные водители соответствующего класса. Да и сами автобусы и маршрутные такси должны быть в отличном техническом состоянии.

В их салонах просто обязана содержаться вся необходимая информация по маршруту и правилам перевозки, с которой могут при желании ознакомиться пассажиры. Но эта идеальная картина далека от совершенства. Что происходит на самом деле, выяснили в ходе недавнего рейда в Иркутске инспекторы территориального отдела государственного автодорожного надзора, или, как его зовут по старинке, транспортной инспекции.

Госинспекторы отдела во главе с Алексеем Синченко направляются на стоянку автобусов № 28 в Боково. Здесь находится порядка двух десятков машин. Сотрудников дорожного надзора уже ожидают коллеги из ГИБДД.

— В первую очередь смотрим путевку. По ней видно, прошел ли водитель предрейсовый медосмотр, а транспортное средство — осмотр механиком. Это очень важно, — по ходу рассказывает Алексей Синченко.

В автобусе перевозчика МУП «Иркутскавтотранс» находят первые нарушения.

— Где правила перевозки пассажиров? — задает вопрос госинспектор.

— Да было, оторвали, наверное...— неуверенно отвечает водитель.

— Кто оторвал?

— Наши, наверное.

— Понятно, покажите свидетельство на ГЛОНАСС, — делает у себя пометки госинспектор.

— Так не давали нам, — совсем растерялся водитель автобуса.

Его приглашают в «Газель» ГИБДД для оформления рапорта.

В следующей машине инспектор обратил внимание на, казалось бы, незначительную деталь: в салоне автобуса не видно ни одного объявления о стоимости проезда.

— Написано на той стороне, с улицы, — пытается оправдаться водитель.

— А если я не иркутянин, не знаю, сколько стоит проезд в областном центре, и, входя в автобус, не рассматривал его снаружи, как мне быть?

Водитель задумчиво что-то поискал на потолке своего транспортного средства.

— Если информации о стоимости проезда нет, значит, я могу ехать бесплатно, правильно?

— Получается, что так, — не стал спорить маршрутчик.

Водитель пообещал исправить нарушение при ближайшей возможности, наклеив информацию о стоимости проезда в салоне сразу в нескольких местах, как можно часто встретить в автобусах, курсирующих по городу.

Плачевное состояние салонов маршрутного транспорта Иркутска — одна из его особенностей.

Хотя и появляется сегодня на линиях много современных просторных автобусов, вместе с тем остается немало машин, которые иначе как хламом не назовешь, по крайней мере находясь в их непрезентабельных салонах.

Такие мысли посетили при осмотре пазика, перевозящего жителей Иркутска II в центр города. В салоне отсутствовал один диванчик, предусмотренный производителем. От него остались только опасно торчащие крепления, за которые легко можно запнуться и упасть в часы пик. После замечаний госинспектора водитель пообещал принять срочные меры по исправлению нарушения.

А вот еще один пазик — на этот раз индивидуального предпринимателя Абрамова. Первое, что бросается в глаза в салоне, — несколько неприкрепленных сидений. Подушки криво, будто наспех разбросаны по креслам салона. Инспектор легко поднимает одну из них, с внутренней стороны торчат болты.

— Они у вас вообще крепятся как-то? При аварии люди же просто слетят с сидений и получат травмы, — возмущается Алексей Синченко.

— Да они отрываются постоянно, мы ремонтируем, стараемся, — крайне неразборчиво, на смеси русского и, похоже, грузинского, отвечает на претензии инспектора водитель по имени Резо.
Какое-то время покопавшись в своих бумажках, колоритный маршрутчик находит документы на установленную у него спутниковую систему ГЛОНАСС.

— Этот документ должен висеть в салоне, а не в бардачке лежать, под сиденьем водителя или где-то еще, — указывает на нарушение инспектор.

Сегодня системой ГЛОНАСС снабжены абсолютно все маршрутные транспортные средства, будь то большой современный автобус или хорошо поживший пазик.

И каждый водитель в своем автобусе обязан разместить свидетельство на ГЛОНАСС на видном месте.

В салоне машины грузинского водителя помимо кресел в непотребном состоянии обнаружились и другие нарушения — действие полиса ОСАГО закончилось 29 января и отсутствовал договор страхования граждан.

Не оказалось информации о страховании пассажиров и у другого водителя. В салоне его машины, обклеенном рекламными листовками, не нашлось места для столь важного документа. 
Как позже выяснилось, водитель даже представления не имел о том, что его просят показать (или хотел произвести такое впечатление). Он судорожно что-то искал в документах, но найти не мог.

— Надо на базу позвонить, узнать, почему мне не дали, — шофер сделал попытку свалить ответственность на начальство.

Водителей сразу трех автобусов за время проведения рейда инспекторы даже не увидели. Машины так и простояли закрытыми. Как только рейд закончится, они, скорее всего, выйдут из укрытия и отправятся по своим маршрутам. Вот там-то их и нагонят сотрудники ГИБДД, потребуют все необходимые документы и разъяснений по поводу их отсутствия во время проведения рейда.

Нередко госинспекторы проводят рейды на Мельничном и Качугском трактах. Здесь не то чтобы каких-то документов не хватает — здесь массово перевозят людей нелегально, без осмотра автомобиля и водителя, без страхования пассажиров.

Бич последнего времени — нелегальные перевозки из Усть-Ордынского округа в Иркутск и обратно.

— Как известно, Бурятия перешла на автобусы, и перевозить пассажиров на таких маршрутках, как «Истана», там запретили. Так вот вся Усть-Орда массово перекупила эти маршрутки и активно теперь перевозит на них население, причем без лицензии, — рассказывает Алексей Синченко.

При остановке таких маршруток для проверки пассажиры активно защищают перевозчика.

— Они не признаются, что платят за проезд, придумывают истории, что едут на свадьбу, похороны и так далее. Таким образом, выловить нелегалов на линии очень сложно, но можно. Важно, чтобы пассажиры таких транспортных средств не стояли горой за таких перевозчиков, а понимали, что маршрутка, на которой они едут, никем не проверяется, впрочем, как и водитель, который их везет, — отмечают в транспортной инспекции. — А если, не дай бог, случится авария и пострадают пассажиры, призвать к ответственности такого перевозчика крайне сложно.

Что должно быть в салоне автобуса

— документы на ГЛОНАСС;

— информация о страховании пассажиров;

— правила перевозки пассажиров;

— наименование контролирующих организаций с их телефонами;

— наименование маршрута и его схема;

— информация о стоимости проезда.

Иллюстрации: 

В этом автобусе нет информации о стоимости проезда. Водитель пообещал исправить нарушение в ближайшее время.
В этом автобусе нет информации о стоимости проезда. Водитель пообещал исправить нарушение в ближайшее время.
Один из автобусов, водитель которого спрятался от проверяющих. Инспекторы ДПС взя-ли машину на заметку, и как только она выйдет на маршрут, ее проверят.
Один из автобусов, водитель которого спрятался от проверяющих. Инспекторы ДПС взя-ли машину на заметку, и как только она выйдет на маршрут, ее проверят.
baikalpress_id:  83 249