Наконец-то карантин закончился

Такого в Иркутске еще не было. С 1 по 13 февраля все школы города были закрыты на карантин. Причина — резкий рост заболеваемости гриппом и ОРВИ среди детей. По данным иркутского департамента образования, 30 января по причине болезни в школах отсутствовали 10 605 учеников, что составляет 13,4% от их общего числа. Но незапланированные каникулы у школьников не прошли зря: всем детям давали задания для дистанционного обучения.

Каникулы не сократят

О карантине и его последствиях мы поговорили с начальником департамента образования администрации Иркутска Александром Костиным.

— Александр Константинович, в вашей практике уже было, чтобы карантин длился так долго?

— Да, на моей памяти было до 10 дней. Раньше мы их называли «актированные дни». Это было связано чаще всего с сильными морозами. Когда температура опускалась ниже 35—40 градусов, все общеобразовательные школы приостанавливали свою деятельность, потому что есть нормы — при минус 40 градусах невозможно, чтобы ребенок находился на морозе.

— Это было в XXI веке?

— Да, в период с 2004 по 2007 год. На этот раз карантин был объявлен с 1 по 7 февраля, затем мы его продлили до 13-го числа включительно. Почти две недели.

— Но вы же не сами принимаете такие решения?

— Конечно, у нас есть предписание Роспотребнадзора. Как только начинается период массовой заболеваемости, мы ведем мониторинг. Есть 20-процентный порог — когда дети отсутствуют по болезни в образовательных учреждениях. Если этот порог превышен, то отдельными локальными актами мы закрываем классы, а если это превышает нормы по образовательным учреждениям, то приостанавливаем деятельность всех школ. Сейчас у нас приостановлена деятельность всех школ и 17 дошкольных учреждений.

— То есть в детских садах карантин введен избирательно?

— Да, в зависимости от порога заболеваемости и по согласованию с Роспотребнадзором мы принимаем такое решение. Так как департамент образования является учредителем, мы обязаны издать приказ о приостановлении деятельности учреждений и выполнении всех рекомендаций, которые определены санитарными нормами, чтобы приостановить распространение инфекции (дезинфекция школьных учреждений, утренний фильтр, измерение температуры несколько раз в день, наблюдение медработников и 
т. д.).

— В других городах области карантин тоже объявлен?

— Да, и Братск, и Ангарск последовали нашему примеру, Иркутский район тоже.

— Две недели — это много. Это как-то повлияет на продолжительность каникул? Будут ли они сокращены?

— Нет, мы не имеем права сокращать каникулярное время, оно определено учебным графиком каждой образовательной организации и санитарными нормами. Сейчас, например, период дополнительных каникул для первоклассников. Они продлятся до конца недели.

— Конечно же, главная проблема, которая всех волнует, — как наверстать две недели упущенного времени.

— Руководство и педагоги каждой школы должны скорректировать рабочие программы, перераспределить материал в зависимости от сложности и от возможностей детей. У нас есть профильные классы и классы с углубленным изучением предметов, есть классы, которые работают по адаптированным программам, в которых учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. И все эти моменты должны быть учтены, чтобы не перегружать детей. Акцент делается на виды деятельности, позволяющие безболезненно освоить программный материал. На пороге — весенние проверочные работы ГИА, и многие родители обеспокоены, справятся ли их дети. Нас это тоже беспокоит, но важно подчеркнуть, что ГИА — это не ЕГЭ, это просто промежуточная контрольная работа, которая не ставит целью выполнить ее на какую-то оценку. ГИА — это педагогический инструментарий, чтобы учителя-предметники могли сориентироваться и спланировать работу на четвертую четверть.

— Во время карантина использовались формы дистанционного обучения?

— Конечно. Преподаватели выходят на связь с учениками через скайп или мессенджеры, записывают видеоуроки. Например, на днях мы побывали в 57-й школе, где педагоги рассказывали, как с помощью электронных учебников можно выходить на индивидуальный учебный план по группам либо с каждым учеником и каким образом эту практику можно более широко распространить в наших образовательных учреждениях.

— Насколько массово используется дистанционный формат?

— Почти во всех школах. В основном это математика, русский язык, литература, физика. Также многие учителя используют формат электронных дневников. Дают творческие, групповые задания, чтобы дети были загружены и не выпадали из процесса.

— Это правильно. Ведь ребенок не должен расслабляться во время вынужденного простоя.

— Здесь очень важна и роль родителей. Да, мы понимаем, что, находясь дома, ребенок выключен из школьного процесса, изменился режим, темп, контроль. Задача родителей и педагогов — учитывая состояние ребенка, создать такую атмосферу, чтобы он не забывал о своих обязанностях даже в это трудное время.

— Но многие родители работают…

— Понимаю, но нельзя полностью отдавать решение проблемы на откуп педагогов. Родители должны интересоваться школьными делами ребенка, и не в конце года, а прямо сейчас. Если вы чувствуете, что ваш ребенок из-за пропусков не справляется с материалом, можно сообщить об этом учителю. Сказать, что сейчас ребенка нецелесообразно оценивать, ему нужно время, чтобы понять и закрепить. И не ставить неудовлетворительную оценку, а дать возможность наверстать.

— Такая возможность есть?

— Есть. Прием отстроченной оценки очень хорошо используется нашими педагогами. Это важный инструмент для сохранения мотивации детей в процессе обучения.

— А были жалобы от родителей по поводу карантина? Недовольные звонки в департамент?

— Были, конечно. Сколько родителей, столько и мнений. Говорили, например: «Мой ребенок здоров. Почему он должен страдать?» Пришлось отвечать каждому, что в этот опасный период дети должны быть разобщены. Это делается для общего блага. Главный принцип, которым руководствуются эпидемиологи в период массовых заболеваний ОРВИ, это разобщение.

— Эффективна эта мера?

— Да. Мы постоянно мониторим ситуацию, работаем в контакте с детскими поликлиниками, педиатрическими отделениями, и по всем показателям уровень заболеваемости пошел на спад.

— А вот пожилые люди говорят, что в их детстве никаких карантинов не было и из-за мороза никто уроки не отменял. И в морозы бегали на каток, никто не болел.

— Были карантины, но их объявляли в отдельных школах. Что касается морозов, сам помню, как бегали на лыжах и коньках, в снежки играли. Да и сейчас большинство ребятишек выходят гулять на мороз. К сожалению.

— Занятия возобновились. Что сейчас самое главное?

— Главное, чтобы дети быстрее адаптировались, вошли в рабочий режим. Важно, чтобы в эти дни медработники были особенно внимательными на утреннем фильтре и чтобы родители не отправляли в школу детей с признаками ОРВИ. Лучше долечиться и прийти в школу в нормальном состоянии, чтобы не допустить распространения инфекции. Уважаемые родители, очень прошу проявить сознательность. Берегите ваших детей!

Самое трудное — это снова войти в ритм

Сегодня мы спросили у иркутян: «Вы и ваши близкие сталкивались с проблемами во время карантина?»

Евгений:

— У меня дети взрослые, так что лично я не столкнулся, а вот коллеги — да. На эту тему было много эмоций и разговоров.

Нина Эдуардовна:

— У нас мама находится в декретном отпуске с малышом, поэтому старший ребенок не один. И мы, бабушки, помогали.

Александр:

— У нас передвинули каникулы из-за карантина. Работу не бросишь… Ребенок один. Постоянно связывались по телефону.

Клавдия:

— Я столкнулась с проблемой карантина как педагог дополнительного образования. Две недели — это много. Конечно, программу мы выполним. Самое трудное для детей — это снова войти в ритм.

Ольга Ивановна:

— С детьми подменяли друг друга. Когда мама, когда я. Главное в семье — поддержка и взаимопонимание.

Популярные материалы по тегам статьи: