На велосипеде Ванюше

Путешественница Никола Хаардт в одиночку проехала 20 000 километров из Германии до Байкала и обратно

Совершить кругосветное путешествие Никола мечтала с детства. И вот в марте 2005 года, когда на работе закончился контракт, а на банковском счете скопилась небольшая сумма, женщина решила поехать на Байкал. Никола планировала, что ей хватит полугода. Но, добравшись до Иркутска, она решила здесь остаться на зиму. Вернувшись домой, Никола Хаардт написала и выпустила книгу о своем путешествии, создала свой сайт и теперь проводит встречи с соотечественниками, рассказывая о своих приключениях длиной в полтора года.

— Однажды я села на велосипед и поехала, все время на восток, — рассказывает Никола, — чтобы исполнить свою давнюю мечту. Только вы же понимаете, что совершить такое путешествие в одиночку невозможно. И я была не одна. Со мной был Ванюша — так зовут мой велосипед. И он действительно мужчина — вынес все тяготы длинного пути.

Отправляясь в Россию, Никола знала по-русски всего несколько слов. Теперь она прекрасно владеет языком и даже научилась шутить. В поездку женщина взяла с собой два немецко-русских словаря — большой и маленький. Большим воспользовалась всего пару раз, а маленький за это время истрепался. По словам Николы, общение с носителями языка дает лучший прогресс в его изучении.

Весна не приходила

Сначала путь путешественницы пролегал по реке Одер, через Польшу в Калининград. В этом городе родилась мама Николы — в то время, когда он был еще Кенигсбергом. Затем Никола проехала Литву, Латвию, провела пару дней на берегу Балтийского моря.

С собой у путешественницы было немного вещей: крепкая палатка для ночевок и пережидания непогоды, теплый спальник, минимум одежды, фотоаппарат со штативом, немного посуды, спиртовка. Никола до сих пор пребывает в восторге от того, что в самой маленькой российской деревне есть магазин, где всегда можно купить еду. В Германии продуктовые магазины закрываются достаточно рано, в субботу работают полдня, а в воскресенье вообще отдыхают.

— Я много раз слышала такую пословицу: «Когда ты выпил березовый сок, пришла весна», — смеется Никола. — Я не знаю, что я делала не так. Я пила сок везде, где только можно, и столько, сколько в меня входило, но теплая весна все не приходила. Был май, и я жутко мерзла по ночам.

9 Мая Никола встретила в Твери. Она рассказывает, что посмотрела парад, гуляла по городу. Ее восхитила традиция дарить незнакомым ветеранам цветы.

За Уралом нет цивилизации

Никола также в восторге о того, насколько гостеприимны русские люди, как часто они приглашали ее к себе, кормили, оставляли ночевать, помогали всем, чем могли.

— В Калязине я была в гостях у тети Лиды, — рассказывает женщина. — Тетя Лида напекла мне очень много блинов и сказала: «Ешь, девушка, бери с собой, больше такого не будет после Урала». Там почему-то люди думают, что за Уралом уже нет цивилизации. Еще тетя Лида возмущалась, увидев, как я стираю свою одежду: чуть-чуть воды, чуть-чуть мыла и все, главное, что уже не так сильно воняет. Тетя Лида отобрала у меня все и выстирала сама — мое белье никогда в жизни не было таким чистым.

Свой день рождения — 30 мая — Никола встретила в Нижегородской области. Она поставила свою палатку недалеко от детского лагеря, и к ней тут же пришли охранники с вопросами — кто она такая и что тут делает. Узнав, что Никола путешествует из самой Германии и у нее сегодня день рождения, педагогический коллектив лагеря устроил всеобщее построение, поздравление и большой праздничный стол.

Неподалеку от Ижевска начались трудности.

— Горы были такие, что я думала — никогда не доеду до Сибири, — вспоминает Никола. — В одном месте я увидела дорожный знак — белый треугольник в красной рамке и число 55%. Если такая крутая гора, то я на нее не заберусь. Инфаркт сердца был рядом. Но вокруг никаких гор не было. И я поняла, что это такая шутка — забыли поставить точку между цифрами.

Комары и ягода ведрами

Уже наступило лето, и в российских лесах начала поспевать земляника. Сначала Никола с удовольствием сама собирала ягоду, но ее спугнули «большие комары», которые «так больно кусали», и она решила купить землянику у деревенских, которые продают ее на трассе.

— Получилась проблема, — смеется Никола, — они продают ее только ведрами, а мне это много. Такая проблема случалась потом и с огурцами, и с помидорами.

По Омской области она ехала по старой трассе, где за день встречала максимум 10 автомобилей.

— И 9 из них останавливались и заботливо спрашивали, не заблудилась ли я, не нужна ли мне помощь, и все звали к себе в гости! — не перестает удивляться немка.

Кроме комаров Никола боится и грозы. Это единственные ее страхи. Чтобы отправиться в такое путешествие, нужно быть смелой женщиной. Она признается, что ее не пугают ни дикие медведи (которых она не повстречала), ни русские разбойники.

Поменять Ванюшу на коня

Встретиться с негативными проявлениями русского гостеприимства ей пришлось дважды.

В самом начале своего путешествия Никола старалась ставить свою палатку поближе к населенному пункту:

— Я думала, если я вижу людей — не потеряюсь. Но потом они стали ходить в гости, часто и надолго. После трудного дня мне нужен отдых, а они мне не давали спать, потому что выпили водки и хотели общаться. Поэтому потом я стала ставить палатку в глуши, чтобы никто меня не видел.

И хотя, по словам Николы, нет возможности лучше узнать Россию, чем ходить в гости и в баню, большие города она старалась объезжать. Исключение сделала для Новосибирска. Туда прилетел ее друг Штефан, и они вместе отправились «в отпуск»: на поезде добрались до Тувы и… объехали ее на велосипеде.

— Нас пугали, что там бандиты, — вспоминает Никола. — Я не знаю, где они прятались от нас: мы не встретили ни одного. Зато там я узнала обычай вешать на деревья тряпочки на счастье, и он мне так понравился, что я порвала свою лучшую футболку и развешала по деревьям. В последний день в кафе мы познакомились с хорошими людьми. Наутро Штефан с похмелом поехал автостопом в Иркутск, чтобы успеть на свой самолет, а я, тоже с похмелом, продолжила путешествие. По дороге мне предложили поменять моего Ванюшу на настоящую лошадь, но я не согласилась.

Иркутск — зимняя база

Первую табличку с надписью «Байкал» Никола увидела еще в Омской области. Оказалось, что так называется маленькая деревушка, а до конечной цели путешествия ей еще ехать и ехать.

— Когда я добралась до Байкала, до Малого моря, я заплакала, честно, — признается велосипедистка. — Сначала я поставила палатку, потом искупалась, а потом просто лежала на берегу под солнцем. От счастья я была как под наркотиками. Когда ты один раз выпьешь воды из Байкала, то другой уже не захочешь. Сначала я думала, что доеду в Сибирь и вернусь домой. Но на берегу Байкала я решила остаться здесь и перезимовать. Я купила валенки, а моя новая подруга отдала мне свою старую куртку. А жить я поехала к Игорю.

С Игорем Никола познакомилась на трассе. Он остановился около нее, спросил, кто она, куда едет, не нужна ли помощь — все как обычно. А потом протянул бумажку с номером телефона, сказал, что он из Иркутска, и предложил приезжать к нему пожить.

— Через два дня Игорь сказал: «Я уезжаю в командировку, скоро вернусь. Вот ключи», — говорит Никола. — «Скоро» теперь мое любимое слово в России, оно может означать все, что угодно. Игорь вернулся через 7 недель! Так Иркутск стал моей зимней базой.

Самым важным праздником для гостьи стал не Новый год, а Крещение.

— 19 января два добрых мужика 3 раза меня макнули в воду, так что теперь я по-сибирски крещеная, — гордится Никола. — Еще я здесь первый раз встала на лыжи, и мне это очень понравилось.
В это время Никола ездила на Байкал, на Ольхон, в Бурятию — в Максимиху, где зимовали два немца, приехавших на Байкал на мотоциклах. Однажды отважная женщина придумала развлечение — решила переночевать с друзьями в палатке на льду.

«Почему не ищешь мужа?»

Весной Никола Хаардт отправилась домой по другому маршруту — через Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан.

— Там каждый третий мужчина предлагал стать его второй женой, — смеется женщина. — Они искренне не понимали, как я путешествую одна и зачем это делаю, если не ищу мужа.

На все путешествие у Николы ушло 1,5 года. Она про­ехала 20 тыс. километров. В Германии велосипедистка написала и издала книгу. Продано уже 2000 экземпляров. На ее сайте расписаны встречи с поклонниками ее путешествия на месяцы вперед. В Иркутске о своих приключениях немка рассказывала в библиотеке им. И.И.Молчанова-Сибирского бесплатно, а в Германии ее выступления стоят за вход от 3 до 7 евро с человека. А если вход бесплатный, то указано, что «шляпа гуляет по кругу».

Никола Хаард признается, что с удовольствием отправилась бы в еще одно путешествие. Сейчас она придумывает маршрут и ищет попутчиков.