На пути модернизации Иркутского аэропорта есть серьезное препятствие: могилы

В связи с планами модернизации Иркутского аэропорта встал вопрос о возможном переносе массового захоронения жертв политических репрессий 30-х годов.

Ситуация очень сложная: с одной стороны, речь идет о будущем города, ведь новый авиационный узел позволит стать Иркутску крупным логистическим центром. С другой стороны, мы не имеем права забывать о прошлом: захоронение под Пивоварихой — одна из самых мрачных и трагических его страниц. Обозреватель «Пятницы» вспоминает об истории этого места и предыдущих попытках перезахоронить останки жертв Большого террора.

В 1937 году в СССР началась борьба с «врагами народа», в ходе которой людей сотнями расстреливали по приговору тройки при местном НКВД-УНКВД. В Иркутске это происходило в подвалах здания на улице Литвинова. Тела затем свозили на территорию дачи НКВД, расположенной к востоку от поселка Пивовариха, и там тайно хоронили в лесу.

Долгие годы это место было обнесено колючей проволокой, и никто не догадывался, что там происходит. Потом НКВД оттуда уехал, могилы постепенно зарастали бурьяном.

Иркутский геолог Александр Александров — тот самый человек, который еще задолго до перестройки обнаружил захоронение.

— В 70-е годы мы купили домик в садоводстве, рядом с Пивоварихой. От местных жителей я слышал разговоры, что на поляне за аэродромом находили черепа и кости. Постепенно я начал догадываться, чьи это останки.

Будучи геологом, Александров сразу понял, что рельеф почвы на территории бывшей дачи НКВД явно рукотворного происхождения.

Проверить свои догадки он решил с помощью лопаты, и с первой же попытки откопал череп. О страшной находке он, естественно, никому не рассказывал до того момента, когда Михаил Горбачев объявил курс на гласность. В стране открыто заговорили о необходимости открыть всю правду о преступлениях сталинского режима. В 1989 году по факту страшных находок на территории бывшей дачи НКВД было возбуждено уголовное дело, начались раскопки. В течение лета удалось извлечь останки 300 человек. На их черепах имелись пулевые отверстия, которые не оставляли сомнений: эти люди были убиты. Очевидцы поисковых работ рассказывали, что жертвы лежали слоями прямо в одежде на полуметровой глубине от поверхности земли.

Найденные останки были торжественно перезахоронены здесь же, на территории мемориала возле памятника, на котором высечены слова Марка Сергеева: «Помни, Родина, нас. Всех, кто погиб невинно. Будь милосердна и возврати нас из небытия».

Всего же, по оценкам экспертов, в лесу под Пивоварихой покоятся тела 17—30 тысяч невинно убитых людей.

Естественно, встает вопрос: почему власти остановились, не продолжили поиски, не перезахоронили всех? Очевидцы говорят, что на тот момент сделать больше было просто нереально.

В 1997 году губернатор Борис Говорин подписал постановление о признании захоронения памятником истории местного значения. Территорию благоустроили, проложили дорожки, поставили скамеечки, посадили цветы. Однако с тех пор никто из первых лиц региона интереса к захоронению не проявлял, порядок на нем поддерживался силами энтузиастов и благотворителей. Обидно и больно. Люди, принявшие мученическую смерть, заслужили другого отношения.

Захоронение находится буквально в 200 метрах от аэродрома — там, где заканчивается ВВП. Еще лет семь назад можно было видеть срезанные макушки деревьев, это след от грузового Ил-76, потерпевшего крушение в 1999 году. Самолет не смог набрать высоту и рухнул в нескольких десятках метров от мемориала.

Впервые идея его переноса возникла в 2000 году в связи с планами по удлинению взлетно-посадочной полосы. Факт наличия захоронения авиаторов не смутил. Однако идея так и не была реализована. Возможно, сыграло свою роль общественное мнение, которое было не на стороне авиаторов. А может быть, они сами поняли, что не потянут столь масштабный проект. В результате было принято решение удлинить ВВП в обход мемориала: на 400 метров в сторону Байкала и на 400 метров в сторону Иркутска. Работы по реконструкции были завершены в 2008 году.

И вот спустя 15 лет о возможности перезахоронения заговорили снова.

Как известно, в конце прошлого года Владимир Путин подписал указ о передаче аэропорта в собственность Иркутской области. Однако аэропорт передается не просто так, а с условием его модернизации, в том числе и взлетно-посадочной полосы. И снова все упирается в мемориал. Интересно: проекта еще нет, но некоторые источники говорят о переносе захоронения как о деле практически решенном, хотя нет ни постановления, ни вердикта экспертов.

Надо понимать, что перенос захоронения — это очень долгая и трудоемкая процедура, требующая огромных ресурсов — человеческих и финансовых. Ну и, конечно, нельзя игнорировать общественное мнение. Уже появились открытые письма и гневные статьи, в которых строительство ВВП «на костях» называется кощунством.

Есть мнение, что не надо тревожить прах. Трагические события происходили именно здесь, и именно эта земля хранит память о них. Если землю, пропитанную кровью, закатают в бетон, то эта историческая составляющая будет утеряна навсегда.

Но есть и другое мнение, согласно которому мы обязаны в знак уважения к безвинно убиенным людям предать их останки земле в соответствии с традициями. Вот один пример: пять лет назад на Дальнем Востоке при строительстве федеральной дороги были обнаружены останки 500 жертв политических репрессий. Страшную находку не оставили в земле: местные власти распорядились провести расследование. После всех процедур останки перезахоронили со всеми почестями на одном из кладбищ Владивостока. И этот случай не единственный. Кстати, губернатор Сергей Ерощенко недавно тоже высказался в том духе, что нужно делать так, чтобы люди имели возможность почтить память предков в цивилизованных, хороших местах, куда легко можно добраться.

Поэтому обе точки зрения имеют право на существование, но окончательное решение должно приниматься только после широкого общественного обсуждения. И даже если бы не было планов модернизации аэропорта, проблема захоронения остается. Оно находится практически в черте города. Тысячи человеческих останков, варварски убитых и закопанных в лесу.

Мнения экспертов

Александр Александров, председатель фонда «Мемориал-Сибирь»:

— Я считаю, что лучше всего оставить захоронение в покое, а аэропорт перенести в другое место. Потому что это очень трудоемкий и долгий процесс. Во-первых, сначала предстоит обследовать весь лес. Во-вторых, тела жертв сброшены в воронки от взрывов, и многие из них не до конца разложились, что очень затрудняет их эксгумацию. И, конечно, надо учитывать тот факт, что, согласно международному рейтингу аварийности воздушных судов, Иркутский аэропорт находится на первой строке. И еще одно препятствие: чтобы перенести захоронение, его надо лишить статуса памятника местного значения, а это возможно только после согласования с федеральным министерством культуры, что весьма проблематично.

Виталий Барышников, министр культуры и архивов Иркутской области:

— Пока вопрос о перезахоронении не стоит. Но я считаю, что говорить об этом допустимо. По-человечески это очень тяжело сознавать, что сразу за городом во рвах лежат тысячи невинно убиенных людей. Я считаю, что наша обязанность предать их останки земле в соответствии с нашими обычаями и традициями. Таково мое личное мнение. Разумеется, общественность должна участвовать в экспертизе проекта.

Вадим Литвиненко, руководитель службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области.

— Даже если речь идет о перезахоронении всего 1000 человек, это очень сложно и дорого. Это огромный и требующий серьезного времени комплекс работ. И я думаю, что это вряд ли осуществимо в ближайшее время.

Захоронение жертв политических репрессий в районе Пивоварихи является объектом культурного и исторического наследия, соответственно, он находится под защитой государства. И любые работы на нем должны согласовываться и утверждаться государственными органами в соответствии с действующим законодательством. Вообще, при соблюдении требований закон предусматривает возможность переноса памятников, перезахоронения останков, но боюсь сказать точно, сколько на это может уйти средств и сил. Сейчас на территории известно около 10 рвов-накопителей, но сколько их всего, никто не знает. Вся территория до сих пор полностью не обследована. Это необходимо сделать, составить точную карту.

Что касается проекта развития иркутского аэропорта, пока его не представили в деталях, смысла паниковать я не вижу.

Например, в варианте удлинения взлетной полосы, она вряд ли затронет территорию мемориала. Можно найти решение, которое устроит всех.

В любом случае вопрос с мемориалом в Пивоварихе нужно решать. Правительство области в прошлом году выделило финансирование на пробные геофизические обследования, результаты есть, этот способ можно применять для поиска новых рвов-накопителей. Теперь вопрос — в очень сложной экономической ситуации найти источники финансирования этих работ.

И еще раз повторю: перезахоронение — это очень серьезный и сложный вопрос. В истории таких прецедентов перезахоронения десятков тысяч человек я не знаю.

Вячеслав Пушкарев, протоиерей Иркутской епархии РПЦ:

— Мое личное мнение — аэропорт надо строить за чертой города в целях безопасности. Останки невинно убиенных трогать нежелательно. Для них главное, чтобы мы помнили об этой страшной трагедии. И сохраняли эту память достойно.

Герман Медведев, доктор исторических наук, заведующий кафедрой археологии ИГУ:

— В 1989 году я там был и видел все своими глазами. Раскопали одну траншею, там люди лежат внакладку, настоящее месиво, а на самом верху девчонка, рыжая, с косой. Это ужас. Перезахоронить это невозможно! Никто не знает, сколько там этих траншей и сколько тел. Сначала нужно определить границы захоронения, расстояния между ямами. И не о переносе захоронения надо говорить, а о реабилитации этого места. Нельзя трогать память, ее надо восстановить! Как? Сделать достойный архитекторский проект, облагородить территорию, поставить памятник.

Иллюстрации: 

1989 год. В стране началась перестройка, в СМИ пошла волна публикаций о преступлениях сталинского режима. Пришло время открыть страшную тайну спецзоны НКВД под Пивоварихой. На фото: активист «Мемориала» Александр Александров показывает журналистам и чиновникам место, где в середине 70-х годов впервые обнаружил останки жертв политических репрессий
1989 год. В стране началась перестройка, в СМИ пошла волна публикаций о преступлениях сталинского режима. Пришло время открыть страшную тайну спецзоны НКВД под Пивоварихой. На фото: активист «Мемориала» Александр Александров показывает журналистам и чиновникам место, где в середине 70-х годов впервые обнаружил останки жертв политических репрессий
11 ноября 1989 года останки были перезахоронены здесь же, на территории спецзоны, со всеми подобающими почестями. На траурном митинге присутствовали все первые лица области во главе с Юрием Ножиковым, а народу было столько, что машины стояли от плотины ГЭС до самого въезда на мемориальное кладбище
11 ноября 1989 года останки были перезахоронены здесь же, на территории спецзоны, со всеми подобающими почестями. На траурном митинге присутствовали все первые лица области во главе с Юрием Ножиковым, а народу было столько, что машины стояли от плотины ГЭС до самого въезда на мемориальное кладбище
baikalpress_id:  102 149