«На Овцу год будет теплый»

В Усть-Ордынском округе от сакрального животного ждут только хороших перемен.

2015 год, согласно восточному календарю, — это год Овцы (Козы). Считается, что это самый беспечный и жизнерадостный знак, который принесет позитивные перемены всем знакам зодиака. Более того, по сложившейся традиции у бурят год Овцы считается теплым, поэтому все предсказания по поводу аномально суровой зимы вызывают у них сомнения. Испокон веков овца является у бурят сакральным животным, поэтому жители округа возлагают на этот год большие надежды и рисуют радужные перспективы. 

С давних пор овцеводство было одним из определяющих в хозяйственном укладе бурят. Из овечьей шерсти получались отличные варежки, носки, постельные принадлежности, а из шкуры готовили верхнюю одежду и зимнюю обувь. Баранина составляет основу бурятской национальной кухни. Если в хозяйстве в числе прочих животных имелись овцы, это означало достаток и процветание семьи.

— Наши предки издревле умели работать с шерстью и шкурой, — рассказывает Афтолина Арзаева, научный сотрудник Национального музея Усть-Ордынского Бурятского округа. — Так, например, шкуру с внутренней стороны обрабатывали кашей из перекисшего молока и муки, выдерживали два-три дня, а затем металлическими скребками очищали ее, обминали на кожемялке, после чего материал был готов к работе.

Шерсть же в свою очередь использовалась как в пряденом, так и в непряденом виде. В последнем случае ее просто взбивали, высушивали, трепали, вычесывали, а уж затем вязали. Из пряденой шерсти изготавливали праздничные и выходные изделия, а из непряденой — повседневные, рабочие вещи. Помню, как моя бабушка вязала нам рукавицы из непряденой шерсти. Они были намного теплее, однако хватало их на один сезон. Из пряденой шерсти вещи получаются намного прочнее.

До 80—90-х годов овцеводство в округе процветало, однако затем стало постепенно сходить на нет. Сейчас этой отраслью занимаются лишь единицы, да и то в основном на частных подворьях. В крупных хозяйствах держать овец стало невыгодно — сбыта нет.

— Раньше мы отправляли шерсть в Улан-Удэ, где работал тонкосуконный комбинат. И основная прибыль была именно за счет этого.

Получали хорошие деньги, и все были заняты работой, — рассказывает Петр Нохоев, бывший директор совхоза «Олойский». — После окончания Иркутского сельхозинститута я восемь лет проработал в хозяйстве главным зоотехником. В то время у нас главное выходное поголовье насчитывало 17,8 тысячи овец, маточное — 8,2 тысячи. С зимнего окота у нас было четыре отары, в каждой по 650 голов. По Эхирит-Булагатскому району в последние годы мы занимали первое место и по шерсти, и по получению приплода, и по сдаче мяса. В 90-е годы начались реорганизации. Производство пошло на спад, и постепенно поголовье сокращалось. Настало время, когда пакля стала стоить дороже, чем шерсть, а газированная вода дороже, чем молоко. Поэтому и пришли к таким результатам.

Тем не менее в округе еще остались те, кто не бросил эту отрасль животноводства и даже планирует ее развивать.

Так, к примеру, в деревне Мельхитуй Нукутского района Николай Сундеев разводит овец с 60-х годов. Много лет он проработал чабаном в совхозе «Приморский», но и на пенсии продолжает активно заниматься овцеводством.

— В 1967 году, когда наш совхоз отделился от племзавода «Первомайский», у нас в хозяйстве насчитывалось 27 тысяч овец. Только в одном нашем отделении было 10 отар. Я работал на племенных. В то время с одного племенного барана по плану нужно было сдать 12 кг шерсти, с овцематки — 5,2. Стрижка начиналась с середины июля и длилась почти месяц. Все, кто мог работать, работали. В помощь приезжали из Кутулика, Иркутска. Даже железнодорожников подключали к стрижке. Одних только стригалей было порядка 35 человек, не считая подсобных рабочих — тех, кто подносил, уносил овец, забирал шерсть. Также много людей требовалось на окот. У нас был один хороший племенной баран, который дал 18,3 килограмма шерсти. Она была настолько плотная, что даже не приминалась. Четыре года он держал рекорд.

В 1988 году, когда поголовье резко сократилось, Сундеев ушел работать на конный завод, затем на пилораму бригадиром. Однако овцеводство не забросил и сейчас держит в личном подсобном хозяйстве более 200 овец, в основном курдючной и монгольской пород.

— Самые неприхотливые животные — это лошади и овцы. Они могут круглый год пастись на воле и сами добывать пищу. Раньше, во время работы в отарах, мы давали им и мел, и йодированную соль, а сейчас в основном сено и зеленку. Особого ухода овцам не нужно — утром сено, затем водопой, зеленка и на ночь снова сено.

По словам Николая Сундеева, в последнее годы овцеводство начинает постепенно возрождаться. Об этом можно судить хотя бы по тому факту, что все больше людей приезжает к нему для того, чтобы приобрести будущее поголовье.

— В основном это, конечно, фермеры, но еще пару лет назад и их не было. Брали только на мясо, а сейчас начинают разводить.

Как бы то ни было, будет развиваться овцеводство или нет, ясно одно только: в округе овца по-прежнему пользуется почетом и уважением.

— Для бурят это сакральное животное, ведь не случайно его преподносят богам в качестве жертвоприношения. При этом в зависимости от того, какому божеству оно предназначено, выбирают или белую овцу-ярочку, или черного барана. Кроме того, из него готовят почетные блюда. Главное из них — голова барана без нижней челюсти. Она подается самому важному гостю, причем только мужчине. Из одной овцы изготавливают пять-девять почетных блюд, — говорит Афтолина Арзаева.

Символика барана также присутствует на национальной одежде бурят. Выглядит она в виде бараньего рога, или, как его еще называют, рога изобилия. Это означает пожелание богатства и процветания. Также традиционно год Овцы у бурят принято считать теплым, поскольку это животное приносит тепло. Поэтому никаким прогнозам по поводу слишком холодной зимы в этом году в округе особо не верят. Приметы местных жителей всегда оказывались точнее любых метеопрогнозов.

Иллюстрации: 

Николай Сундеев много лет проработал чабаном и как никто другой знает, какой подход нужно иметь к овцам. По его мнению, в ближайшее время  овцеводство ждет новый виток развития.
Николай Сундеев много лет проработал чабаном и как никто другой знает, какой подход нужно иметь к овцам. По его мнению, в ближайшее время овцеводство ждет новый виток развития.
По мнению астрологов и восточных мудрецов, год Овцы (Козы) должен принести счастье абсолютно всем.
По мнению астрологов и восточных мудрецов, год Овцы (Козы) должен принести счастье абсолютно всем.
baikalpress_id:  101 550